Семейный психолог скурпулезно сверяет варианты ответов мужа и жены на одни и те же вопросы и делает выводы. К примеру, на вопрос о распределении семейных обязанностей жена отвечает, что она и партнер должны делать равный вклад в ведение домашнего хозяйства. Муж, напротив, придерживается мнения, что мужчина должен быть добытчиком, приносить в дом деньги, а удел жены – стирать, готовить, убираться и воспитывать детей. Очевидно, что зерно конфликта в данном случае лежит в способе распределения семейных обязанностей. Осознание этого дает основание психологу провести серию консультаций для поиска консенсуса. Польза от выявленного конфликта состоит также в том, что и сами супруги начинают понимать истинную причину неблагоприятной обстановки в семье. Чтобы наладить отношения, они, как правило, готовы идти на взаимные уступки.
Похожий метод выявления конфликтов применяется в деятельности посредника – медиатора. Эта профессия еще не получила должного распространения в нашей стране. Смысл деятельности медиатора состоит в том, чтобы помочь двум конфликтующим сторонам понять смысл взаимных претензий и придти к взаимовыгодному решению, не прибегая к обращению в суд. Такого рода услуги востребованы бизнес-партнерами, которым требуется не только преодолеть разногласия, но и остаться в хороших отношениях для дальнейшего сотрудничества. Суть конфликта выявляется медиатором устно, с помощью консультаций, которые проводятся сначала отдельно с каждой из сторон, а затем совместно. При совместном обсуждении конфликта стороны лучше понимают претензии друг друга и их обоснование.
Еще одна сфера, где зачастую необходимо выявлять конфликты – рабочий коллектив. В последнее время появились квалифицированные специалисты, которые консультируют работодателей по поводу установления и поддержания благоприятного микроклимата в среде сотрудников. Специалист нередко пребывает в офисе, наблюдая рабочие будни, анализирует структуру субординации и личности сотрудников. При сложных, напряженных ситуациях он проводит серию собеседований, в ходе которых выясняет мотивы поведения сотрудников, их взгляды на имеющиеся разногласия. По итогам работы для работодателя составляется отчет с описанием способов разрешения конфликта. Такие меры помогают сплотить коллектив и улучшить производительность труда.