Конечно, нельзя говорить о полном освобождении действий от контроля сознания. Человек, естественно, понимает, что делает, но не фокусирует на этом свой ум, производит действия как бы автоматически, при этом может думать о другом.
Примером интеллектуальных навыков может служить быстрое воспроизведение в уме таблицы умножения (все почти «на автомате» вспоминают, что дважды два – четыре). Двигательные навыки – это, например, умение кататься на коньках или велосипеде (для этого не приходится задумываться, какую ногу как ставить). Навыки восприятия – понимание иностранной речи или азбуки Морзе.
Очень много внимания в психологии уделяется механизму возникновения навыков. Этот процесс двусторонний. То есть сначала при помощи сознания из какого-то сложного действия выделяются отдельные элементы, повторением отрабатывается их совершение. Затем идет автоматизация, уже без участия сознания, то есть организм сам принимает на себя большую часть работы.
Доказано, что простое механическое повторение гораздо менее эффективно, чем заучивание с подключением сознания. Для лучшего формирования того или иного навыка надо полностью сосредоточить внимание на процессе. Например, спортсмены знают, что такое идеомоторная тренировка – это представление своих движений в состоянии неподвижности. Музыканты применяют наряду с другими прием разучивания мелодий при помощи тонических нажатий пальцев (без их перемещения).
На формирование навыков влияют такие факторы, как мотивация, наличие умений и знаний, упражнение и подкрепление, обучаемость субъекта. В зависимости от их сочетания процесс возникновения навыка идет быстрее или медленнее.