В начале двадцатого века в моду входят творения дома Коти. Парфюмер предлагает новые цветочные ароматы, например ноты гвоздики или цикламена. Флаконы превращаются в настоящие произведения искусства, украшенные богатым декором. Парфюмерные дома, соревнуясь друг с другом, выпускают все новые и новые образцы духов и косметики. В это время созданы лучшие образцы домов Герлена, Убигана, а также первые ароматы от Габриэль Шанель.
Знаменитые «№5» от Шанель стали самыми известными духами десятилетия. Необычные альдегидные ноты делают их абсолютно новаторскими и очень современными, а тона пудры и ценные натуральные масла сообщают аромату классические ноты. В двадцатые появились и другие знаковые ароматы, которые хорошо продаются до сих пор.
В тридцатых годах на сцену парфюмерии выходят новые ароматы. В моде сдержанные и лаконичные костюмы в сочетании со свежими и резкими духами с оттенками мха, папоротника и ценных пород дерева. В дуэте с суховатыми и свежими нотами выступают вернувшиеся из забвения амбра и мускус, которые становятся очень популярны.
Моду послевоенной эпохи ждет настоящий переворот, предложенный Кристианом Диором. Женщины одеваются в романтичные платья с широкими юбками и узкими лифами, носят шляпки и приталенные пальто. С женственным образом отлично гармонируют нежные ароматы ландыша, фиалок, роз и белой сирени. Моноароматы и цветочные букеты снова в моде. Особым спросом пользуются подарочные наборы, объединяющие духи, одеколон, мыло и пудру с похожими запахами.
В следующем десятилетии мода делает очередной виток. На сцену выходят первые ароматы-унисекс, которые отлично сочетаются с юбками-мини и яркими цветами одежды. Популярны оттенки зелени, белых цветов и древесины. Парфюмеры активно предлагают экзотические ароматы с нотами табака и фруктов – отличная идея для эпохи хиппи.
Семидесятые знамениты возрождением популярности резковатых альдегидных и зеленых нот. Зато восьмидесятые окутаны душноватым ароматом амбры, пачулей, мускуса и ценных пород дерева. В цветочной теме солирует мрачная тубероза, сладкий жасмин и земляные ноты ириса. Именно в этой гамме выдержаны модные творения Паломы Пикассо и дома Диор.
К концу века парфюмерию ждет новый переворот. В моду входят непривычные оттенки озона и морской воды – свежие, прозрачные и оригинальные. Свои находки предлагают японские парфюмеры, например Иссей Мияке. Мода на свежие озоновые ароматы продлится целое десятилетие. Впрочем, ее охотно цитируют и сегодня – свежие запахи время от времени становятся трендом. Однако повторить успех своего триумфального выхода на рынок им вряд ли удастся.
Начало нового века – время бесконечных реплик. Парфюмерные и модные дома цитируют сами себя, выпуская всевозможные версии собственных бестселлеров. Как бы в ответ на безликость массовой парфюмерии появляются редкие нишевые ароматы от небольших парфюмерных компаний, рассчитанные на узкий круг ценителей. Новинки обращаются к старым рецептам, воссоздают запахи леса, морского песка, шоколада, чистого белья. Цена на такие творения высока, однако количество любителей необычного парфюма растет, как и количество предложений. Сегодня нишевая парфюмерия превратилась в достаточно прибыльный и стабильный бизнес, который вряд ли уйдет с модной сцены.