Путь будущего парфюмера был тернистым и долгим. Он служил в армии, где его командиром был Эммануэль Арен, будущий сенатор. Именно он пригласил Франсуа в Париж, взяв смышленого юношу к себе секретарем. Арен посоветовал ему сменить фамилию на более благозвучную, и тот взял девичью фамилию матери, Коти.
В столице у молодого человека появился знакомый, владелец аптечной лавки. Однажды тот предложил ему подработать. Требовалось немного: сортировать заказы и смешивать состав для одеколона по определенному рецепту. Франсуа настолько увлекся этим занятием, что забывал обо всем на свете. В 1898 году он принял решение самому научиться создавать ароматы и отправился в Грасс.
Этот город называли столицей парфюмерной промышленности. Там Франсуа нашел самого лучшего парфюмера - Антуана Шири - и стал его учеником. Первое время он тренировал свой нос, приучая его различать даже самые тонкие нюансы ароматов. Затем последовали годы теории и практики. И вот, наконец, Франсуа Коти приступил к созданию собственных духов. Для основы композиции он использовал запахи из детства: сосну, мяту, мимозу и дикий жасмин.
Разлив духи по флакончикам, новоиспеченный парфюмер принялся предлагать их во всех лавках города. Ни одна из них не желала принимать у него продукцию. В очередном магазине Коти в сердцах бросил флакончик оземь. Тот разбился, и в воздухе разлился такой аромат, что посетительницы тут же обступили Франсуа. Он не преминул воспользоваться моментом, и тут же стал раздавать бутылочки.
Предполагают, что этот поступок был своего рода рекламной акцией. Для нее Франсуа выбрал подходящий магазин. Это был «Лувр», в котором делали покупки обеспеченные дамы. Как будто случайно поблизости оказались репортеры, сделавшие Коти дополнительную рекламу в газетах.
Так, в 1904 году Франсуа Коти стал знаменитым. Те самые духи назывались «Роза Жакмино», они принесли своему создателю первый миллион. В следующем году он уже открыл свой первый магазин. Через несколько лет филиалы стали открываться по всему миру: в Москве, Лондоне, Нью-Йорке.
Парфюмер вскоре понял, что запаху нужно достойное оформление, и взял в партнеры художника по стеклу Рене Лалика. Тот в течение многих лет изобретал для него изящные эксклюзивные флаконы, с которыми Коти уже не были страшны конкуренты. Он стал полноправным королем ароматов. В 1917 году Франсуа Коти создал свой главный шедевр – «Chypre» («Шипр»), ставший классикой парфюмерного искусства. В нем были использованы древесные ноты пачули, сандала и дубового мха, дополненные ладанником, шалфеем, цитрусовыми и бергамотом.
Франсуа Коти был не только парфюмером. Для того, чтобы создать империю, ему потребовалось освоить ремесло промышленника, инженера, социолога и финансиста. У него были разносторонние интересы. Он увлекался политикой и стал мэром родного города Аяччо, купил газету «Фигаро», вкладывал деньги в различные предприятия.
30-е годы стали в его жизни еще одни переломным периодом. Это было тяжелое времядля всего мира: надвигалась война, в Америке началась Великая депрессия. Коти стал переводить большие суммы на поддержание фашистских и других националистических групп. В конце концов, его капиталы растаяли. Ушла жена Ивонн, забрав остатки состояния. За несколько лет Франсуа Коти потерял всё и умер в бедности от пневмонии. Это произошло в 1934 году.
По иронии судьбы Коти, дальнего родственника Бонапарта, называли «Наполеоном ароматов». После него осталось большое наследие в виде почти 130 композиций, многие из которых популярны до сих пор.