Начать описывать эти перемены следует, пожалуй, с Французской революции, во время которой казнили практически всю аристократию. Вместе с ней в прошлое ушли пышные наряды из атласа, кружев, любимые в 18 веке бриллианты и пышные парики.
В память о Марии Антуаннете и ее фрейлинах, пошедших на казнь в простой белой рубашке, дамы надевали белые платья, перехваченные под грудью тонким поясом, а в память обо всех остальных жертвах гильотины - красную ленточку или бархотку на шее, символизирующую след от ее ножа. От этих же дам пришли в моду и короткие прически из локонов, перехваченных обручем - потому что жертвам перед казнью коротко обрезали волосы.
Этот простой силуэт, как не странно, вызвал любовь у многих дам и стал излюбленным для Жозефины Богарне. Полупрозрачное платье в стиле ампир, перехваченное под грудью, обрело свое имя – шемизье - от французского наименования кушетки - шемиз, на которой, принято возлегая, принимать гостей.
С приходом к власти в Англии большой модницы королевы Виктории начинается новый виток в нарядах. Снова входит в моду корсет, причем еще гораздо более жесткий, пышная юбка и непомерно пышные рукава - пожалуй, ни до, ни после таких рукавов мода уже не знала… Портные их называли окорок - из-за внешнего сходства.
Силуэт песочных часов - излюбленный Викторией. Для пущего достижения эталона дамы утягивают себя в корсеты до 50-55 см в талии, изобретают кринолины (специальные юбки изо льна, с вшитыми в них металлическими обручами и прослойкой из конского волоса), делают пышные буфы на рукавах. Также носили в XIX столетии и кружевные накидки и пелерины.
К концу XIX века дамы окончательно отказываются от пышных и неудобных платьев, в моду входят узкий лиф (на еще более жестком корсете) и мягко облегающие бедра юбка колокол. Рукава приобретают свои естественные пропорции, непременно суживаясь к запястью.
Новые изобретения требуют для себя новой одежды - с появлением дамских велосипедов и лаун-тенниса, портным пришлось предложить дамам комфортные и удобные для этих занятий наряды.