Специфика ведения бизнеса в России такова, что полномочия топ-менеджера не всегда четко прописываются в контракте. Зачастую его личные амбиции входят в противоречие с тем, как видит развитие бизнеса руководитель компании. Задача менеджера – собственное благополучие и создание себе громкого имени, он готов рисковать для этого в гораздо большей степени, чем владелец фирмы. Вот здесь надо уметь сказать себе «стоп» и не настаивать на своем решении, чтобы не лишиться места.
Еще один подводный камень – желание сделать все самому, поскольку в этом случае не придется перепроверять и переделывать ту работу, которую сделал подчиненный. Если вы решили расти профессионально именно как менеджер (что значит – управленец), то учитесь распределять и делегировать свои полномочия, освобождая свое время и мозги для решения действительно важных стратегических задач.
По мере того как вы будете подниматься к вершине карьерной лестницы, вам все меньше будут требоваться познания в узкоспециальных областях. Не упустите этот момент, когда вам нужно будет качественно расширить свой кругозор и не тормозить на локальных моментах и частностях, а воспринимать проблемы глобально. Ваша задача – контролировать, чтобы используемые вашими подчиненными технологии соответствовали мировому уровню.
На определенном этапе профессиональные знания становятся менее важными, чем умение договариваться с партнерами, ладить с людьми, общаться в определенных деловых кругах, работать над самыми выгодными контрактами.
И следите за тем, чтобы ваша самооценка была адекватной, не позволяйте своей голове кружиться от успехов. Именно в такие моменты многие менеджеры теряют контроль и начинают генерировать нереальные идеи, которые не смогут воплотиться в жизнь. Умейте вовремя остановить себя и ставить перед собой только реальные задачи, не отрывайтесь от жизни и не теряйте чувство опасности.
И еще одна проблема – самодовольство и желание почивать на лаврах, пусть и заслуженных. Не теряйте тонуса, как говорил основатель корпорации Apple, знаменитый Стив Джобс: «Будьте голодными!», а это значит – не теряйте тонуса и интереса к работе.