Первая обувь, которую носили девушки в Древнем Египте, Греции и Риме, представляла собой сандалии без каблуков. Правда, уже тогда было замечено, что обувь гораздо быстрее истирается именно в районе пятки, поэтому в этих местах стали делать небольшие утолщения. Первые каблуки появились как раз в Древней Греции, но лишь как элемент обуви актеров – если по роли актер должен был быть высоким, а ростом не вышел, он надевал обувь на высоких платформах.
Идею платформы позже переняли в Китае и Японии – она являлась альтернативой перевязыванию ног у девочек, так как не только сдерживала рост стопы, но и создавала большие трудности при передвижении. Шажки девушек были маленькими и изящными, что как нельзя лучше играло в пользу идеи о роли властвования мужчин над женщинами.
В XV-XVI веках, в эпоху Возрождения моду на высокую платформу переняли и европейские дамы. Этому способствовала идея возвышения человека над остальной природой – та же, благодаря которой шпили готических церквей стремятся вверх. Высота платформы при этом могла доходить до 60 см – девушкам в такой обуви было необходимо постоянное сопровождение кавалеров, иначе бы они не ушли далеко. Путешественник того времени Джо Эвелин как-то написал в своем путевом дневнике, что эти женщины – «наполовину из плоти, наполовину из дерева». Кстати, мужчины тоже были не прочь примерить сандалии на платформе, и к XVII веку подобная мода поглотила всю Европу.
Привычную для нынешнего времени форму каблук приобрел в эпоху барокко. Правда, первые каблуки представляли собой вырез в виде арки под сводом стопы, но со временем каблук истончился. Это объяснялось стремлением к обилию декоративных элементов и вычурности – ставка делалась именно на эстетическую, а не практическую функцию каблука.
Самую настоящую революцию в истории каблука произвело изобретение шпильки – случилось это в 50-е годы XX века во Франции. Модельеры тогда искали способ как можно выгоднее подчеркнуть изящность и хрупкость женщины. Благодаря шпильке, им это удалось как нельзя лучше. Высокий каблук полностью меняет женскую походку – шаги становятся менее уверенными и длинными, а мужчинам вообще неясно, как женщина может удержаться на таком тонком каблуке и подсознательно желают ее поддержать.
Сейчас женщина свободна в выборе высоты и формы каблука, а модельеры продолжают экспериментировать в этой области. Возможно, в будущем историю каблука ждет еще не одна революция.