Безусловно, есть мужчины, которые помогают бывшим женам решать материальные, бытовые и другие проблемы, но нередко участие отцов в жизни детей ограничивается уплатой алиментов. В стремлении максимально удовлетворить потребности ребенка, дать ему все то, что имеют его сверстники из полных семей, женщина может изворачиваться в поисках дополнительных источников дохода: трудиться на нескольких работах, подрабатывать на дому. Однако это мешает ей заниматься ребенком в полной мере и образует дефицит общения уже с обоими родителями, который трудно компенсировать материальными благами.
Зачастую матери, воспитывающие детей в одиночку, используют 2 крайних подхода. Одни создают вокруг ребенка атмосферу вседозволенности и всепрощения, исполняют все его желания и потакают любым капризам, в результате чего ребенок вырастает эгоистом, а мать не имеет в его глазах никакого авторитета. Другие, боясь избаловать, перехвалить, переласкать, занимают жесткую авторитарную позицию, в которой ребенок испытывает недостаток любви и нежности, оставаясь между тем инфантильным и не желающим взрослеть. В обоих случаях могут возникнуть проблемы в эмоциональных связях с другими людьми, а также в полоролевом самоопределении.
В неполной семье дети не получают примеров взаимоотношений мужчины и женщины в браке и совместном воспитании детей, поэтому велика вероятность того, что ребенок, выросший только с матерью, не сможет впоследствии создать полноценную семью. Кроме того, большую роль играет поведение матери по отношению к отцу: если она создает образ врага и настраивает против него детей, то гарантирует им массу комплексов, отсутствие самоуважения и чувства собственного достоинства, проблемы в общении с противоположным полом и в будущей семейной жизни.
Чтобы преодолеть трудности, встающие перед матерью, которая вынуждена воспитывать ребенка одна, психологи и педагоги советуют выбирать во всем золотую середину: обеспечивать материальными благами, но не забывать и о необходимом материнском внимании, не позволять ребенку «садиться на шею», но и не подавлять своим авторитетом.
Дети нуждаются в постоянном контакте, они хотят быть услышанными и понятыми, поэтому даже при чрезмерной занятости нужно уделять время общению с ребенком, говорить с ним, обсуждать его достижения и проблемы, рассказывать свои новости и делиться размышлениями. Кроме того, не стоит забывать, что похвала – лучший стимул к дальнейшим успехам, а наказание – тормоз, поэтому его лучше заменять доверительной беседой, чтобы сохранить и поддерживать стабильную доброжелательную атмосферу в семье.
Психоэмоциональному развитию способствует и общение с другими людьми: друзьями и родственниками матери и отца, их коллегами по работе, поэтому нужно поддерживать на должном уровне социальные связи и как можно чаще включать в них ребенка. Это поможет сформировать навыки общения со своим и противоположным полом, а также расширить представления о моделях поведения в семье и обществе.
У ребенка есть свои чувства, эмоции, воспоминания, поэтому матери нужно их уважать, не навязывая своего отношения к бывшему мужу: дети должны иметь о нем собственное представление. Если же мама снова выйдет замуж, то и в этом случае следует предоставить ребенку право самому решать, как воспринимать, называть и относиться к новому члену семьи.