В 14 лет Вячеслав Зайцев, окончив школу на отлично, поступил в Химико-технологический техникум и получил профессию художника текстильного рисунка. Выбор этой специальности был вполне закономерен для уроженцев тех мест, такая работа гарантировала стабильность и обеспеченность в будущем. У молодого человека были замечательные учителя. Много учебного времени они проводили со студентами на природе, чтобы открыть им совершенство выразительности линий в создании изображений плодов, бутонов и листьев. Обладая живым воображением, юный Зайцев постоянно старался представить, как его рисунки будут смотреться на готовом изделии.
Будучи человеком наблюдательным, Вячеслав Зайцев рано заметил, что красивая одежда придает людям уверенность в себе и улучшает настроение. В Иваново было много мастериц швейного дела, которые старались к каждому празднику создать себе красивое платье. Именно тогда в будущем основоположнике российской моды родилось желание научиться дарить людям радость и красоту через одежду. Узнав, где этому учат, он отправился в столицу.
В 1962 году выпускник Московского Текстильного института Вячеслав Зайцев был распределен в город Бабушкин для работы на швейной фабрике художественным руководителем. Уже тогда он зарекомендовал себя как смелый модельер. Он сам придумывал себе костюмы и демонстрировал их, часто шокируя преподавателей и сокурсников. На фабрике он создал коллекцию спецодежды для работниц. В этой работе Зайцев использовал народные мотивы и яркие цвета, полностью изменив стереотипный образ женщины-труженицы.
Первая коллекция была отвергнута руководством фабрики, однако попала в поле зрения редакции печатного издания «Пари Матч». Журнал опубликовал заметку о Вячеславе Зайцеве под заголовком «Он диктует моду Москве», которая привлекла внимание столпов мировой моды Пьера Кардена и Марка Боана. В 1965 году они разыскали дизайнера, в то время он уже работал в Москве в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту. Итогом их встречи стало знакомство заграничных мастеров с новыми коллекциями Зайцева и статья «Короли моды» в издании Woman Wear Daily, где его назвали «равным среди равных».
Вячеслав Зайцев продолжал создавать новые модели. В период 1965-1968 годы выходит его знаменитая «Русская серия», за основу которой снова были взяты народные костюмы. Он получает предложения об участии в создании сводных коллекций Домов моделей различных стран, в том числе США, Канады, Франции и т.д. Однако участвовать на показах лично дизайнер не может ввиду запрета выезда в капиталистические страны, снятом только в 1986 году. Однако уже тогда на Западе Вячеслава Зайцев стали воспринимать как первопроходца и лидера русской фэшн-индустрии.
После 13 лет работы Вячеслав Зайцев уходит из Общесоюзного дома моделей и становится художественным руководителем нового Дома моды на проспекте Мира, где в 1988 году его единогласно избирают директором. Именно там Зайцев открывает первый в стране Театр моды, где демонстрации новых коллекций проходят в форме спектаклей с драматургическим замыслом и музыкальным оформлением. Гастроли театра идут по всему миру.
Творчество Вячеслава Зайцева многогранно. Он не только творит в мире моды, пишет и говорит о ней, открывает и учит новые таланты. Значительную часть его творчества составляет живопись и художественная фотография. Выставки мастера проходят по всему миру. Своими работами Зайцев стремится привить людям чувство прекрасного, научить чувствовать окружающий мир и проявлять внимание к деталям. Постоянный поиск гармонии содержания и формы, по его мнению, и есть отличительная черта современного человека на данном витке цивилизации.