С внешней стороны барабанной перепонки – тонкой мембраны, благодаря вибрации которой человек может слышать звуки, находится слуховой проход, соединенный с ушной раковиной. А с внутренней стороны – среднее ухо, то есть пустое пространство, наполненное воздухом. С носоглоткой среднее ухо соединяется евстахиевой трубой. Для выравнивания внешнего и внутреннего давления воздух должен беспрепятственно проходить как по слуховому проходу, так и через евстахиеву трубу.
Если у человека сильный насморк, его носоглотка отекает, носовые ходы забиваются жидким секретом. Евстахиевы трубы могут из-за сжатия плохо пропускать воздух. А могут оказаться и вовсе перекрытыми. При снижении самолета давление на барабанную перепонку с внешней стороны начнет возрастать, а давление с внутренней стороны останется прежним. Как минимум, человеку будет больно из-за того, что барабанная перепонка, богатая нервными окончаниями, начнет прогибаться внутрь. А как максимум, она может вообще порваться! Таковы будут плоды вроде бы безобидного насморка.
Если у вас насморк, а лететь совершенно необходимо, обязательно возьмите с собой в салон капли для носа сосудосуживающего действия («Санорин», «Нафтизин», «Галазолин», «Називин» и т.п.). Пузырек с жидкостью емкостью менее 50 миллилитров не изымают при входе в зону безопасности. Воспользуйтесь этим средством несколько раз во время полета, особенно перед началом снижения самолета. Чаще сморкайтесь, следите за тем, чтобы ваш нос не был заложен. Выполняя эти несложные правила, вы убережете свой слух от опасности.