Самое большое разнообразие головных уборов появилось в средневековье. В Западной Европе начиная с V по XVI века носили капюшон с длинным хвостом. Чем знатнее был человек, тем длиннее был кончик капюшона. Начиная с XIV века по форме головного убора можно было легко определить род занятий человека. Черная шапочка украшала голову ученых и богословов, врач ходил в берете, нотариус – в бобровой шапке. Женщины скрывали волосы под головной повязкой или покрывалом. На Руси были в ходу «рогатые» кички, их носили все замужние женщины.
В Средние века не было различий в ношении этого головного убора между женщинами и мужчинами, шляпы должны были носить все люди высшего и среднего сословия. В конце семнадцатого столетия пошло разделение женской моды от мужской. Женская мода стала стремительно развиваться, появились целые Дома, предлагающие своим клиентам и клиенткам самые модные головные уборы.
Шляпа стала поводом для соперничества – чем больше украшений было на ней, тем лучшим образом она демонстрировала состоятельность и знатность ее владельца. Головные уборы украшались страусовыми перьями, драгоценными камнями, золотым шитьем и вышивкой.
В ХХ веке шляпа временами теряла свое значение, но модницы снова и снова возвращали ее к жизни. В 30-е годы благодаря модным шляпкам началась карьера великой Коко Шанель, а в 60-е Жаклин Кеннеди ввела в моду шляпки-таблетки. Последние сто лет были популярны самые оригинальные модели прошлых времен, дизайнеры не раз обращались в прошлое в поисках новых идей.
Сегодня шляпа снова стала ярким атрибутом, определяющим склонности и характер человека. Этот головной убор служит признаком тонкого вкуса владельца и показывает его принадлежность к определенной группе общества.