Детство, юность
Николай Певцов родился 18 декабря 1909 года в Москве. Он рос в семье служащего-железнодорожника. Семья проживала в городе Елец. Отец Николая работал на местной железнодорожной станции. О матери будущего Героя Социалистического труда ничего не известно. Семья жила бедно. Когда Певцову было всего 15 лет, его отец умер, оставив его сиротой.
Николай закончил 9 классов. Дальше учиться он не пошел, так как нужно было содержать себя самостоятельно. Он работал счетоводом в Союзе кружевниц, а затем закончил краткосрочные курсы и его повысили до бухгалтера. В 1930 году Николай поступил в Елецкий техникум путей сообщения. На Елецкой железной дороге он проходил практику, был ремонтным рабочим, а затем дорожным мастером.
Карьера
В 1935 году Николай закончил обучение в техникуме и был направлен на работу в Восточный Казахстан. Его первым местом работы по специальности стала линия Рубцовск - Риддер. В 1937-1939 годах Певцов трудился начальником ремонтно-путевой колонны пути станции Валуйки Московско-Донбасской железной дороги. Должность была очень ответственной, но Николай Николаевич справлялся со всеми поставленными задачами. В 1939 году его ждало повышение по службе. Его назначили участковым ревизором службы пути станции Касторное-Новое.
С началом войны работа на железной дороге стала не только тяжелой, но и опасной. В 1941 году дорога, которую контролировал Певцов, стала прифронтовой. Ему стоило огромных усилий добиться безаварийности участков Старооскольской и Касторнской линий. За эти участки он нес ответственность.
Когда линия была оккупирована, он проявил мужество и героизм. Певцов держал оборону и покинул участок последним, после эвакуации всех работников. Вернулся он только с передовыми войсками. Николай Николаевич лично участвовал в восстановлении узла Касторное. Этот участок дороги был сильно поврежден. Чтобы наладить железнодорожное сообщение, приходилось выходить на линии всем работникам и трудиться почти сутками. Восстановительные работы иногда вели под вражескими обстрелами. Певцов неустанно следил за линией после ее восстановления. В 1943 году его перевели помощником дорожного в Каширу.
Руководство страны высоко оценило работу Певцова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года ему было присвоено звание Героя Социалистического труда "за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени".
Певцову также были вручены награды:
- орден Ленина;
- медаль "Серп и молот";
- знак "Почетный железнодорожник".
До конца войны Певцов отвечал за безопасность движения на Московско-Донбасской дороге. В мае 1945 года он поступил в Московский институт инженеров транспорта на инженерные курсы и с успехом их закончил.
Получив новую квалификацию, Певцов смог добиться повышения по службе. Но в воспоминаниях он признавался, что пошел учиться не только из-за желания получить дополнительные возможности в своей профессии. Он и так добился многого, но чувствовал, что ему не хватает теоретических знаний, образования.
После окончания курсов его назначили заместителем начальника службы пути Московско-Рязанской железной дороги. В 1958 году Московскую и Калининскую линии объединили. Певцова назначили начальником Московской укрупненной механизированной дистанции пути и сооружений. Он отвечал за участок дороги от Москвы до Калинина и выполнял работу очень добросовестно. В 1963 году освободилась должность отдела пути и строительства Московского отделения Октябрьской дороги. На нее назначили Певцова. В те годы начались работы по реконструкции. Начали возводить новые бесстыковые пути с железобетонными основаниями, готовить дороги для скоростных экспрессов. Николай Николаевич принимал в работах по реконструкции активное участие. В 1966 году было сделано очень много в данном направлении, но по состоянию здоровья Певцов был освобожден от занимаемой должности.
В последние годы жизни Николай Николаевич провел в кругу родных. Умер он 2 февраля 1974 года.
Личная жизнь
О личной жизни Николая Николаевича известно очень мало. Певцов был женат. С супругой они прожили долгую и счастливую жизнь. Жена пережила его на несколько лет. В браке родилось двое детей, но они не пошли по стопам своего отца, а выбрали для себя другие специальности. Близкие вспоминали Певцова как необыкновенно душевного, доброго человека. При этом на работе он был строг и иногда даже проявлял жесткость. Эта особенность характера позволила ему добиться в жизни многого и стать героем, заслуженно получить все награды.
Николай Николаевич увлекался спортом, старался поддерживать себя в хорошей физической форме. Он много читал, увлекался классической литературой. Певцов похоронен на Химкинском кладбище в Москве. Имя героя упоминается в ряде литературных источников:
- "Герои стальных магистралей" (2000 год);
- "Герои труда военных лет 1941—1945" (2001 год).
Авторы книг о Певцове и других героях военных лет постарались собрать об этих людях максимально полную и точную информацию. Труды были написаны не зря. Благодаря им современники могут прочитать о подвигах своих предков.