Как писать отчёты в школе

Как писать отчёты в школе
Нередко школьные учителя жалуются на то, что их загружают не только собственно педагогической работой, но и составлением многочисленных планов, методических рекомендаций, пособий, отчетов о проделанной деятельности. Последнее обычно кажется учителям наиболее сложной задачей, так как предполагает наличие умений и навыков, далеко выходящих за рамки знания того или иного предмета.
1

В первую очередь, разберемся, что представляет из себя отчет. Отчет – это документ, содержащий сведенные воедино данные о проведенной работе: он описывает поставленные перед педагогическим коллективом проблемы, процесс их решения и, конечно же, результаты проделанной работы.

2

Различаются два вида отчетов: первый из них – промежуточный, второй - итоговый. Что касается промежуточных отчетов, то они содержат результаты отдельных, обозначенных в плане, этапов работы. Промежуточный отчет должен включать в себя, прежде всего, общие сведения о школе (учебном заведении), название района (региона), название учебного учреждения, телефон, адрес, e-mail – всю необходимую контактную информацию, а также сведения о научном и административном руководстве.

3

Непосредственное содержание отчета раскрывает тему работы, ее цели, указывает конкретное название этапа, а именно - раскрывает, находится ли та или иная поставленная проблема на этапе проектирования, исполнения или обобщения.

4

Авторы отчета также должны обозначить основные задачи всех этапов и дать краткую характеристику результатов проделанной работы. Не стоит забывать и о том, что в отчете следует упомянуть нормативные правовые, учебно-программные и (или) научно-методические документы, методические пособия, статьи и рецензии.

5

Второй подвид отчета - итоговый (заключительный) отчет, он завершает весь цикл экспериментальной работы. Структура итогового отчета может быть не столь четкой, как у промежуточного отчета, и это вполне логично, ведь она должна непосредственно вытекать из проведенной работы, стало быть, напрямую зависит именно от нее, а не от каких-либо абстрактных существующих норм. Если учебный эксперимент в образовательном учреждении был четко спланирован, и проводилась реальная работа по его реализации, то написание отчета не должно составить большого труда. Это деятельность, включающая элемент творчества, приносящая радость от осознания высоких результатов работы.

6

Поставленная в отчете проблема должна быть полностью раскрыта, но, в то же время, информация по путям ее решения не должна быть избыточной. Нет смысла пытаться увеличить размер отчета с помощью синонимических конструкций, однородных членов предложения, повторов одной и той же информации. Принцип разумной достаточности, которая определяется ни чем иным как проблемой исследования, – вот что должно лечь в основу написания отчета.

7

Существует некое среднее арифметическое для объема работы: 8–10 страниц по промежуточным отчетам (стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом), по итоговым отчетам объем может достигать 100 страниц.

8

К основным разделам отчета относятся титульный лист, список исполнителей, реферат, краткое содержание, основные термины и определения, необходимые обозначения и список сокращений. Далее, как в любой литературной работе, следует трехчастная структура: введение, основная часть, заключение.

9

В конце отчета должен присутствовать список использованной литературы и желательно - приложения. Современные отчеты помимо перечисленных пунктов часто содержат презентацию.

Полезные советы

Ответственность за достоверность представляемых в отчете данных несут руководитель проекта от учебного заведения и утвержденный научный руководитель (консультант от курирующей деятельность школы организации).

Как писать отчёты в школе - Версия для печати