Для руководителя члены коллектива – работники, винтики, обязанность которых четко и в срок выполнить полученное задание. Эмоциональная составляющая в отношениях руководитель-коллектив сводится к минимуму. Он – начальник, который не заинтересован в установлении добрых отношений с людьми сложными или некоммуникабельными. А они вполне могут присутствовать среди его подчиненных. Общение происходит по принципу: «поручили – выполни, больше от тебя ничего не требуется».
Для лидера члены коллектива – коллеги. Он хорошо знает сильные и слабые стороны каждого, его желания и потребности, умеет с каждым наладить нормальные отношения и строит их на уважении. Однако способен, а порой даже склонен манипулировать коллегами, используя их эмоции и уважительное отношение к себе. Лидер может вызывать у сослуживцев противоречивые чувства – от любви до ненависти.
Руководитель получает уважение подчиненных изначально как приложение к месту, занимаемому на служебной лестнице. Лидера же уважают за его личные качества, хотя он этого и не требует.
Руководитель старается использовать в работе старые, проверенные методы и накопленный опыт. Для достижения цели, как правило, используется «метод кнута и пряника», т.е. система наказаний и поощрений. Первое обычно превалирует. Лидер открыт для восприятия нового, готов пойти на риск и нести ответственность за принятое решение. Он способен вдохновлять людей личным примером и старается от каждого добиться максимального вклада в общее дело.
Руководитель и лидер группы могут поддерживать друг друга, и это будет способствовать увеличению эффективности работы коллектива. Но могут и конфликтовать. В этом случае членам их коллектива можно только посочувствовать.