Прозябающий в цирке на колесах фокусник, ловелас и знатный прохвост Оз (Джеймс Франко) мечтает в пыльном Канзасе о славе Гудини и величии Томсона, придумавшего электричество. Но ему достаются лишь подзатыльники и тычки от жизни. Когда проблемы достигают своего апогея, в Канзасе, по традиции, начинается ураган. Он выхватывает Оза из вихря черно-белых неурядиц и доставляет на воздушном шаре в сказочную страну, носящую по странному совпадению его же имя, где проблемы приобретают иной масштаб и краски.
Тут он встречает нестандартных друзей в лице фарфоровой девочки и крылатой мартышки в униформе швейцара и трех стандартных сестер-ведьм: Теодору (Мила Кунис), Эванору (Рейчел Вайс) и Глинду (Мишель Уильямс). Все они требуют от нерадивого иллюзиониста спасения страны Оз. Однако тому и невдомек, что дружба трех сестер – это заговор двух против третьей, если перефразировать Чехова.
Любимая несколькими поколениями сказка «Удивительный волшебник из страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума, наиболее успешно экранизированная еще в 1939 году, спустя много лет обрела полноценный приквел. И автором его стал режиссер трилогии о Человеке-Пауке Сэм Рейми, которому по крупицам пришлось выуживать предысторию из всех 14 томов Баума, не удосужившегося в свое время самостоятельно рассказать, как все начиналось.
«Оз: великий и ужасный» при всем при этом выглядит весьма убедительно. В нем все та же знакомая нам по кадрам 1939 года дорожка серпантином из желтого кирпича, все те же очертания Изумрудного города, все та же фея, которая перемещается в пространстве посредством мыльных пузырей, и толпа неутомимых жевунов. Рейми, вероятно, решил взять от старой экранизации, в которой еще не было места компьютерной графике и хромокею, самое лучшее и, выбрав себе в постановщики оскароносного художника «Аватара» и «Алисы в стране чудес» Роберта Стромберга, снял большую часть фильма в натуре. Отчего, правда, при виде, например, мартышки и фарфоровой девочки (совершенно по-диснеевски отрисованных мультяшек) возникает некоторый диссонанс. Но с анимационной стороной фильма иначе выйти и не могло. Ведь"Оз: великий и ужасный" снят на студии Disney.
«Оз» структурирован просто и понятно, по всем канонам жанра. Добро от зла отличить легко. Переманить на темную сторону можно печеньками. И чтобы победить зло, придется попыхтеть и напрячь извилины. Но в сказках важнее всего не экшн, а мораль. В «Озе: великом и ужасном» она оказывается актуальной не только для детей, но и для взрослых.
То, что красной нитью проходило через всю историю со Страшилой, Дровосеком и Львом, снова обретает смысл и в предыстории: каждому по потребностям, от каждого по способностям. Важно просто эти способности разглядеть и грамотно применить. Так, например, Оз, который у себя в Канзасе не может подарить девочке из зрительного зала возможность ходить, вдруг дает ее разбитой кукле из страны Оз. Не говоря уже о том, как этому цирковому пройдохе удается стать великим и ужасным волшебником и обрести желаемую славу и величие, не делая при этом ничего сверхъестественного.
Оза внезапно озаряет. И это озарение поясняет всю дальнейшую логику его поведения в следующей части сказки. Ему становится доступна тайна, которая известна каждому жителю страны Оз. Это место, несмотря на все его колдовские чары, волшебные палочки, летающих обезьян и пронзительный ведьминский смех в исполнении зеленолицей Кунис на метле, обладает эффектом плацебо, который, как известно, «чудесным» образом раскрывает в персонажах скрытый потенциал. И в итоге у кого-то снова учащенно бьется сердце, кто-то храбр и умен, а кто-то, как в "Южном парке", сегодня очень многое понял.
Фильм выходит в прокат 7 марта.