У красавчика Колена (Ромен Дюрис) есть всё: деньги, куча свободного времени, друг (Гад Эльмалех), обожающий Жана-Соля Партра, и даже личный повар (Омар Си), ловящий угря к обеду из обычного водопроводного крана. Всё, кроме любимой девушки. Но стоило Колену отправиться на вечеринку, как и девушка у него появляется. Хлоя (Одри Тоту) любит Колена. Колен любит Хлою. Жить бы им долго и счастливо да летать на механических облаках в своем сюрреалистичном мире, вот только Хлою вдруг поразило не менее сюрреалистичное заболевание. В ее правом легком прорастает смертельно опасная кувшинка.
Роман Бориса Виана «Пена дней» экранизировали уже дважды. Сделать из книги фильм пытался даже японец Го Ридзю. Однако сказать, что «Пена дней» Виана и режиссер Мишель Гондри были созданы друг для друга – значит ничего не сказать. Это поистине удивительный симбиоз: то, чего не достает одному, добавляет другой, и наоборот. Когда не хватает воображения выстроить всю эту сложносочиненную виановскую вселенную в уме, читая книгу, на вахту заступает визионер Гондри, фантазии и инженерных способностей которого, пожалуй, хватит еще на несколько таких Вианов. А когда зрительных образов оказывается предостаточно, в карман за словом или, вернее, за игрой слов, лезть придется все же к Виану. Впервые не хочется ни рассматривать книгу и фильм по отдельности, ни сравнивать. Они настолько срослись телами, что разделить их подобно операции на сиамских близнецах.
Тем не менее, отчасти декаданское произведение Бориса Виана у Гондри приобретает иные краски. Его «Пена дней» тоже грустна, но в то же время иронична, смешна, очень трогательна и, в первую очередь, о любви. Не последнюю роль в этом сыграли Одри Тоту и Ромен Дюрис. Тот визуальный контакт, что ускользает в романе, в фильме исполнен настолько чутко и искренно, что зритель и сам способен влюбиться в Хлою и Колена. А глядя на героиню Одри Тоту и вовсе невозможно избавиться от ностальгии по Амели Пулен. Хотя в «Пене дней» все, конечно, иначе.
У Гондри «Пена» - это режиссерский кубик Рубика, начиненный сложными механизмами и ручным стоп-моушном, форма, лишенная морализаторства и напускного психологизма. И собирать этот кубик по цветам плоскостей совсем необязательно. Важен процесс. Важно то, как мастерски может быть сыгран этот театр абсурда. Оттого-то, наверно, у находчивого режиссера получился не фильм, а клип длиной в 2 часа, оторваться от которого практически невозможно, даже если сложно логически объяснить происходящее в кадре. Это уже издержки сюрреалиста Виана, а, может, и любимого певицей Бьорк клипмейкера Гондри. Но и суммируя издержки, вполне можно получить яркий предмет искусства.