В рубрике Парфюмерия: лучший антиперспирант
Крыша из лимона, фундамент из амбры
Читая парфюмерные обзоры, постоянно приходится иметь дело с понятием «пирамиды» парфюмерной композиции. Что представляет собой это «сооружение»? Как оно поможет понять сущность шлейфа аромата?
Осознанное представление о пирамиде впервые появилось в XIX веке, когда косметическая промышленность начала делать все более уверенные шаги от монодухов к более сложным парфюмам, составленным из нескольких ингридиентов. Их число росло, композиция усложнялась, и парфюмерная наука разработала учение о пирамиде аромата, помогающее не только грамотно составить духи, но и прогнозировать, каким образом их запах будет трансформироваться в течение нескольких часов после нанесения. Никакой алхимии – в основе понятия пирамиды лежит знание о скорости испарения тех или иных ароматных субстанций.
Итак, традиционная пирамида аромата состоит из трех «ступеней», или «головы», «сердца» и «базы» запаха. Это похоже на строительство дома: сначала закладывается фундамент, затем возводятся стены, и, наконец, крыша покрывается черепицей.
20% аромата, «голова», верхушка – это наиболее легкие, искрящиеся, свежие компоненты. Оставив первое впечатление, они с чистой совестью упархивают уже через 10-20 минут после нанесения духов. Как правило, в этой роли выступают цитрусовые, травяные и легкие цветочные экстракты, чистые и однозначные.
Средняя секция, или «сердце» запаха – это его основной характер. Говоря, что духи «раскрылись», мы имеем в виду то, что можно насладиться главным блюдом – срединными нотами. Как правило, «сердце» представляет собой смесь самых разнообразных веществ умеренной степени испарения. В умении сочетать их и состоит искусство парфюмера. Середина благоухает около 1-3 часов.
Фундамент-база, или тело аромата – это 40-50% состава композиции. В качестве базовых ингридиентов используются насыщенные, достаточно тяжелые вещества с низкой летучестью, обладающие, однако, способностью связывать и удерживать более легкие ароматы, до поры маскируясь под ними. Это, в первую очередь, смолы и маслянисто-душистые экстракты (благовония), а также вещества животного происхождения и имитирующие их синтетические соединения – например, оппопонакс, стиракс, дубовый мох, ваниль, сандал, амбра, цибетин, пачули.
Именно базовые ингредиенты остаются на коже после того, как остальные компоненты «сдались», и отвечают за «послевкусие» духов. Продолжительность их сохранения зависит не только от стойкости собственно базы аромата, но и от химии кожи (если парфюм был нанесен на тело). На натуральных тканях, мехе, шерсти, базовые ноты духов могут сохраняться даже не днями – месяцами.
Впрочем, современные парфюмеры-новаторы экспериментируют с традиционной пирамидой, пытаясь заставить запахи «звучать» в непривычной последовательности или наоборот. Примером могут послужить ароматы Guerlain Insolence (перевернутая пирамида, базовые ноты раскрываются первыми, начальные – в финале), и Bvlgary Black (монолитная пирамида, не разделяющаяся на слои – структура запаха раскрывается не последовательно, а параллельно).
Она ушла, а он остался
Любопытно, что «шлейф» в качестве самостоятельного парфюмерного термина прижился именно в среде российских любителей ароматов. Путаница в том, что, оказываясь «за бортом» традиционной «пирамидальной» классификации, нередко он трактуется противоречиво.
Например, часто понятие шлейфа аромата путают с собственно базой парфюмерной композиции. Конечно, базовые ноты формируют шлейф, но ими он не исчерпывается. Кроме того, нередко ингридиенты базы различимы на коже только с очень близкого расстояния, что нарушает представление о шлейфе как о производимом на окружающих впечатлении.
Более правильно будет описать шлейф аромата как его способность оставлять ароматический след, «окрашивать» атмосферу вокруг носительницы духов, создавать ощущение душистости воздуха. Шлейф аромата – это то, что чувствуют окружающие на расстоянии от его источника. Говоря поэтическим языком, шлейф аромата – это то, что остается в воздухе, когда роскошная леди проходит мимо, точнее, уже прошла.
Обоняя парфюм, используемый другим человеком, мы в любом случае обоняем «опыленный» им воздух – именно так работают духи. Жидкая парфюмерная продукция (в зависимости от концентрации подразделяемая на духи, парфюмированную воду, туалетную воду, одеколон) состоит из алкоголя, воды и собственно ароматических молекул, испаряющихся с кожи благодаря теплу тела и окружающей среды. Запах – это, по сути, физическая частица, легкая настолько, что может «зависнуть» в воздухе. Улавливая посылаемую ею информацию, нос отправляет сигнал в мозг. Так мы распознаем запах и решаем, нравится он нам или нет, какое впечатление производит.
Таким образом, шлейф аромата – это его способность привлечь к себе внимание, «проникнуть» в нос и оттуда – в мозг окружающих людей, запомниться. Шлейф аромата формируется из нот всех трех уровней пирамиды. Конечно, руководящими в нем остаются самые стойкие базовые ноты, но это не означает, что все шлейфы одинаковые или шлейф аромата обязательно должен быть тяжелым, насыщенным.
Фужерные (зеленые) или легкие фруктово-цветочные духи также могут быть шлейфовыми, если их композиция составлена в расчете на это, а при создании использовались качественные ингридиенты, которые не подведут парфюмера, и будут испаряться в нужной последовательности при нужной температуре. Кстати, именно это объясняет, почему специалисты не рекомендуют растирать свеженанесенные духи: это нарушает температурный режим и, значит, задуманную схему раскрытия нот.
Есть в шлейфе аромата и индивидуальная сторона. Помимо того, что изначально духи по составу ингридиентов и характеру делятся на «шлейфовые», т.е. рассчитанные на внешний эффект, и «сидящие близко к коже», т.е. деликатные, уловимые только с очень близкого расстояния, важную роль играет состояние кожи носительницы. Женщины с жирной и смешанной кожей склонны в формированию более выпуклого шлейфа аромата – натуральная секреция замедляет испарение ароматов, «сгущает» их. Также качество шлейфа зависит от погоды – уровень влажности воздуха напрямую влияет на распространение ароматных молекул в атмосфере.
Шлейф аромата не имеет никакого отношения к количеству нанесенного парфюма – если духи на вас не «шлейфят», бессмысленно пытаться увеличить концентрацию ароматических веществ, есть риск, что дело закончится головной болью и раздражением и самой носительницы, и окружающих. Загадка и интрига парфюмерии вообще в том, что на разных людях разные пафюмерные композиции могут раскрываться совершенно неожиданным образом, и, конечно, эта особенность сказывается на шлейфе аромата.
Ольга Чернь
Женский журнал JustLady