Почему мы покупаем новые ароматы?
В среднем в неделю на планете запускается восемь-девять новых ароматов. Конечно, не все из них предстают перед взглядом российских покупателей – но и половины этого хватит для того, чтобы вселить неуверенность в человека, глаза которого разбегаются при виде всего богатства и разнообразия парфюмерного магазина. Появляются и новые брэнды – на парфюмерный рынок выходят производители одежды мидл-класса, спортинвентаря, ювелирных изделий, автомобилей и игрушек. Всё новые звезды экрана и музыки решают выпустить свой именной аромат. В общем, глаза разбегаются!
Духи из супермаркета
Где мы чаще всего покупаем парфюмерию? В больших городах все большую популярность приобретают сети парфюмерных супермаркетов с бесконечными полками и дисплеями на всю стену. Их задача – не сузить, а расширить возможный список выбора для приходящего сюда покупателя. Сейчас уже с трудом можно представить, что когда-то духи являлись одним из роскошных аксессуаров (часто – единственно доступным). Ныне парфюм стоит в ряду необходимых современному человеку мелочей рядом с кремом, дезодорантом и зубной пастой.
Верность не в почете
Теперь сложно представить себе и ситуацию, когда женщина пользуется одним-двумя ароматом всю свою жизнь. Ароматы из многолетних стали однолетними, словно выродились из могучих многолетних дубов, по годовым кольцам которых можно прочесть историю – в яркие и модные, но однолетние астры. Из сотен новых выпущенных ароматов дольше десяти лет живут единицы. И покупателю вынужденно приходится менять свой любимый аромат, поскольку сами законы современного рынка склоняют его к «парфюмерному промискуитету».
Больше клонов, хороших и разных!
Впрочем, к «промискуитету» покупателей склоняет также желание производителей выпускать модные вариации уже известных ароматов. Они, как правило, развивают тему, которая уже стала бестселлером у конкурирующего брэнда. Успех одного рождает десятки клонов, среди которых и распыляется внимание покупателей. Яркий и вызывающий характер аромата на современном рынке – довольно редкий случай.
Сколько живут духи?
Как можно чаще покупать новые флакончики нас вынуждают и популярное сейчас утверждение, что аромат живет не более года, после чего портится. И это при том, что винтажные ароматы Guerlain и Caron 20-40-х годов выдержали более чем полувековой срок хранения! То ли сами производители требуют от парфюмеров сокращения срока жизни аромата, то ли продавцы пытаются таким образом склонить покупателей чаще приобретать парфюмерию.
О здоровой критике…
Вы когда-нибудь читали критику каких-нибудь ароматов? Вряд ли! Практически любой парфюм, выходящий на рынок, сопровождается исключительно приятными хвалебными фразами рекламных буклетов – и ни слова против. Сравнения исключены, противопоказания отсутствуют, ни слова о синтетических компонентах – только комплименты. Как выбрать из полутысячи «самых замечательных ароматов» и «эссенций женственности/мужественности»?
Как сделать выбор?
Непросвещенные в парфюмерии люди, затерявшиеся в море возможностей, ищут хоть какую-нибудь почву под ногами. Они спрашивают подруг и консультантов, задают вопросы в различных парфюмерных форумах (особенно при Интернет-магазинах), читают женские журналы, чтобы понять, что им подойдет. Физически невозможно попробовать все ароматы лично – нужно сократить выбор из тысячи ароматов хотя бы до десятка! И женские журналы пытаются им в этом помочь.
Аромат по звездам
Один из наиболее популярных способов упрощения выбора – гороскоп. В самом деле, если человек готов доверить свою судьбу звездам и спрашивает у них совета, что делать и как жить – то почему бы и не узнать у них, каким ароматом пользоваться? Почему бы и нет? Закавыка тут одна: астрологи лучше разбираются в звездах, чем в ароматах. Их обтекаемые рекомендации на день или месяц, хорошо ли, плохо ли совпадающие с жизнью конкретного человека, в случае с ароматами лишаются тумана неопределенности. Из мягко рассеянного света они вынуждены стать лазерной указкой и указать на один-два аромата. Тут обобщенной формулировкой не обойтись, что и приводит к сбоям. Цитата из астрологического выбора: «Козероги обычно спокойные и терпеливые люди, придерживающиеся традиционных взглядов. Если им что-то однажды понравилось, то они будут пользоваться этим всю свою оставшуюся жизнь. То же самое относится и к духам. Почему бы не попробовать Lacoste Touch of Pink? У этих духов свежий фруктовый аромат, в котором просматриваются нотки красного апельсина, жасмина и фиалки». И действительно – почему бы не попробовать? Когда через 10 лет розовый цвет выйдет из моды, и аромат снимут с производства – Козероги спокойно перенесут потерю…
В общем, астрологические рекомендации весело читать – но лишь как развлекательный текст с упоминанием брэндов. К описаниям ароматов они обычно относятся так же путано и расплывчато, как и к предсказываемым событиям. Они могут упростить выбор аромата примерно с тем же успехом, с которым гильотина избавляет о перхоти.
Блондинки – направо, брюнетки – налево
Другое изобретение женских журналов: разделить девушек по типу и цвету кожи, а также по цвету волос – и после этого разделить и ароматы. Вы наверняка слышали эту формулу: «легкие цветочные ароматы – для блондинок, тяжелые восточные ароматы – для брюнеток». Частично логика в этом присутствует: декоративная косметика таким способом отлично продается. Но не кажется ли вам, что этот способ попахивает изощренным скрытым расизмом? Ведь он предполагает, что внутренний мир человека целиком и полностью отражен в его внешнем виде: цвет волос и тип кожи является определяющим фактором для сущности человека, его мышления и предпочтений, его вкусов и желаний. А ведь аромат – это возможность создать или изменить собственное настроение, подчеркнуть ту или иную сторону своей личности… Настроение к цвету волос не пришьешь!
Куда изволите?
Странным кажется и подбор аромата под определенную ситуацию (особенно, если кто-то выбирает его за вас) – в ночной клуб или театр, в офис или на прогулку с любимым, для домашнего расслабления или для собеседования. В этом случае предполагается, что ароматы помогут сохранить нужное настроение и создать ауру счастья или уверенности, сосредоточенности или релаксации – но тут бывают трудности иного рода. То, что для одного кажется ежедневным и обычным ароматом – для другого аромат для торжественных случаев, а аромат, который вы считали возбуждающим чувства – для кого-то строгий аромат для офиса или свежий спортивный аромат. И советы постороннего тут вряд ли помогут. Выбирать придется самостоятельно!
Ваш – не ваш?
Есть такое распространенное убеждение: «если через два-три часа вы не замечаете аромата на себе – значит, это тот самый ВАШ аромат». Это утверждение должно было бы заставлять парфюмеров делать идеально легкие ароматы, с взрывными и приятными начальными нотами, исчезающими нотами сердца и практически без шлейфа. Тогда классическая пирамида аромата потеряла бы свое значение, а шлейфовые ароматы с богатой базой (не только классические ароматы от Guerlain или Caron, но и популярные современные Angel от Thierry Mugler), Euphoria от Calvin Klein) были бы обречены на забвение. Тогда вода с лимоном, подаваемая для омовения рук в ресторанах, претендовала бы на звание «самый популярный аромат всех времен и народов» – её запах исчезает с кожи за время обеда. Боже, что за скука!
Парфюм, как часть гардероба
Более гармоничным и менее противоречивым является способ подбора аромата под одежду, под её стиль и цвет. При условии, что человек одевается, чтобы выразить себя и свое настроение – аромат может помочь в этом. Правда, этот способ выбора заставляет покупателя потрудиться самому, чтобы определить настроение аромата и его влияние на себя, любимого. И если это способ и помогает – то уж точно не упрощает выбор! Правда, иногда производители сами стараются помочь покупателям с выбором, намекая флаконом или упаковкой на тот или иной дресс-код, соответствующий аромату. Так, упаковка Purple Label от Ralph Lauren имитирует строгий темно-синий материал в тонкую светлую полоску, обычно используемый для официальных костюмов. Флакон Organza от Givenchy имитирует драпированную тунику на женской фигуре. Но рассчитывать только на эти подсказки не стоит – иначе любители Le Male от Jean Paul Gaultier обречены вечно носить тельняшки, а любительницы Shocking от Elsa Schiaparelli будут шокировать публику своим крайне откровенным нарядом.
День-ночь, лето-зима
Напомним еще пару способов упростить ситуацию: деление ароматов на дневные и вечерние, а также на ароматы для лета, зимы, осени и весны. Более свежие, легкие и простые ароматы для утра и дня и для теплого времени года, и более насыщенные, пряные и тяжелые ароматы для вечернего отдыха и встреч, а также для холодного времени года. С некоторыми исключениями можно согласиться с таким делением, если это заставит покупателя приобрести вместо одного – два, четыре или больше ароматов. Откуда взялись исключения? Например, жаркий и влажный климат лета Средиземноморья предполагает свежий парфюм – однако статистика говорит о том, что ароматы Сержа Лютенса (Serge Lutens), восточные и насыщенные, отлично продатся здесь именно в это время, а значит по мнении покупателей вполне соответствуют жаркой погоде. Видимо, марокканский дух, заложенный в них, предполагает жару и влажность Средиземного моря.
Имидж – все!
Статусность ароматов, которые можно разделить на очень дорогие и вполне доступные по цене, также иногда рассматривается как одно из оснований для выбора. Жаль, что к ароматам не прилагается табличка с названием и ценой, которая бы висела в воздухе рядом с хозяином – это могло бы очень развеселить окружающих.
Рекомендации специалистов
Парфюмер Пьер Бурдон (Pierre Bourdon), создавший многие культовые бестселлеры (Cool Water от Davidoff, Dolce Vita от Dior и другие, так говорит о принципах выбора «своего аромата»: «Выбор аромата в равной степени зависит как от местной культуры и обычаев, так и от предпочтений человека. Он даже в большей степени контролируется существующими социальными кодами, нежели тем, что мы считаем своими собственными желаниями». В этой цитате Пьер снимает с себя, как парфюмера, ответственность за наш выбор, передавая её обществу вокруг покупателя. Наш собственный конформизм или нон-конформизм являются зачастую определяющим фактором в выборе аромата. Мы можем пойти на поводу ожиданий общества или идти против течения – но оба этих выбора должны быть осознанным решением каждого из нас.
Однако наиболее верный способ выбора аромата – прислушаться к себе. «Душа обязана трудиться», и это мнение подтверждается создателями и хозяевами одного из новых парижских селективных брэндов Nez A Nez, Кристой Пату (Christa Patout) и её мужем Стефаном Юмбером Лукасом (Stéphane Humbert Lucas): «Без всякого сомнения, выбирать нужно с закрытыми глазами, позволяя эмоциям и воспоминаниям от аромата, возникающим в нас, быть нашими рулевыми в море ароматов. Как и в случае с картинами, вы не приобретаете их, чтобы доставить удовольствие Вашим гостям или подбирая под цвет обоев и мебели. Аромат – это чувство». Чувство, внутреннее ощущение покупателя – вот определяющее понятие при выборе аромата.
Ведь нельзя же выбирать дом или квартиру, одежду или автомобиль, профессию или музыку для дома согласно предпочтениям посторонних (хоть и милых вам) людей! Друзья и подруги могут помочь – но выбор должен оставаться за тем, кто будет носить аромат на себе. Каждый человек выбирает лучший вариант из тех, что предлагает ему жизнь – касается ли это выбора любимого человека или любимого аромата. И помощь ему может выглядеть лишь в расширении его круга выбора – но не указании направления…
Итак, не ищите легких способов – нужно приходить в магазин, пробовать ароматы на своей коже в течение нескольких часов, и стараться найти в них что-то созвучное себе. Главное – ответить себе на вопрос: чему в вас будет соответствовать этот аромат? Какие качества можно подчеркнуть или оттенить с его помощью? Иными словами – вам нужно хорошо знать себя, чтобы почувствовать свой аромат. И наверняка вы узнаете его сразу, как только встретите! Ведь у парфюмерии любви так много общего!
По материалам журнала «BEAUTYTIME - Новости в мире косметики»
Автор: Сергей Борисов