«Облачный атлас» – один из тех фильмов, пропустив начало которого, можно с легкостью вычеркивать все часы жизни, что вы провели перед экраном. В этом фильме таких часов целых три. Композиция «Облачного атласа» выстроена подобно структуре дерева – хитро и замысловато (порой даже слишком). Начинается все с кончиков вроде бы самостоятельных и разных по возрасту ветвей (6 историй из разных эпох). Из них сюжет с ускорением бежит по плотно переплетенным между собой древесным волокнам, которые образуют в итоге мощный ствол. А его корни, в свою очередь, уходят во что-то уж совсем метафизическое.
В самой ранней истории действие разворачивается в середине XIX века. Молодой адвокат (Джим Стерджесс) оказывается на корабле с корыстным доктором и беглым рабом. История из начала XX века рассказывает о молодом композиторе (Бен Уишоу), трепетно любящем искусство и мужчину. В 70-х потомственная журналистка (Халли Берри) расследует темное дело об отношениях между топливными корпорациями. В наши дни старенький издатель (Джим Броудбент) случайно скрывается в психушке от бандитов. Через 100 с лишним лет в Нео-Сеуле человеческий клон (Пэ Дуна) оказывается втянута в движение сопротивления. А уже в совсем далеком будущем после «великого крушения» новый первобытный человек (Том Хэнкс) помогает более совершенному клану провидцев отыскать способ выжить. Однако «все взаимосвязано», как гласит слоган «Облачного атласа».
Чтобы не запутаться во всем нагромождении сюжетов, времен, идей, нравов и жанров (тут вам и приключения, и мелодраматический роман, и детектив, и комедия, и фантастическая антиутопия с элементами «Матрицы») необходимо хорошее внимание. Ощущаешь себя этаким Цезарем, держа в уме миллион деталей сразу. Но как бы ни пытались режиссеры художественно и плавно уводить зрителя из одного эпизода в другой, возвращая потом в шестой, надо постараться не потеряться в этих древнегреческих театральных плясках с масками (коих у каждого актера тут по 5-7). Все три часа «Облачный атлас» играет со зрителем в классики, пока не сложится весь паззл клеток.
Но при всех этих прыжках и кульбитах классики остаются игрой детской, и Тыквер с Вачовски уж слишком придерживаются возрастного ограничения. С дотошностью нянек они разжевывают весь материал до какой-то жидкой наивности, что остается всего лишь проглотить, не тратя энергии на пищеварение. Видимо, не стоило работать над сценарием так долго (целых 3 года). Мало того, что он оперирует старыми, как мир, ценностями: вера, надежда, любовь, свобода, справедливость, борьба с системой еще времен Макиавелли, когда сила превыше морали, - так еще и режиссеры, вытащив на поверхность все заложенное на глубины, не оставляют шанса поразмыслить о вечном, покопаться в себе, наконец.
Снятый по одноименному бестселлеру Дэвида Митчелла самый дорогой независимый фильм (режиссерам пришлось продавать собственные дома, чтобы наскрести $100млн для бюджета) захлебывается в собственных амбициях. В выхлопе остается лишь отличная работа гримеров и актеров, органично вжившихся в разномастные образы. Одна Халли Берри в роли еврейки чего стоит!
Творение Тыквера-Вачовски – кино абсолютно массовое. Его действительно приятно смотреть. Оно оставляет позитивную улыбку на губах, не утяжеляет сердце (хотя и ум тоже), рисует наши дни комично, внушая оптимизм. «Атлас» не кидает зрителя в дебри буддизма или какой-либо другой религии, несмотря на то, что весь сюжет построен на реинкарнациях и догматах вроде «все поступки вернутся сторицей». Впрочем, все религии толкуют об одном, как и все истории этой киноленты.
«Облачный атлас» неожиданно все время хочется сравнивать с «Аватаром», который в свое время зрелищностью доводил зрителя до экзальтации. Однако же и «Аватару» чего-то не хватило до главного Оскара. А одной красивой картинкой не купишь киноакадемиков и критиков. Хотя последних в «Облачном атласе» принято сбрасывать с балкона.
И не забудьте посмотреть титры!