1950 год. Главный герой Фредди Куэлл (Хоакин Феникс) - моряк, воевавший с японцами во время Второй Мировой, возвращается на родину с искалеченной психикой, да и внешностью вообще-то тоже. Он не слишком успешно подрабатывает в фотоателье, пьет какую-ту химическую дрянь и, как это часто случается с людьми с замутненным рассудком, озабочен непристойностями и сексом. А положа руку на сердце, надо признать, что только последний его и интересует. В ходе очередного запоя Фредди неожиданно для себя и для зрителя просыпается на пароме, рассекающим воды Гудзона, и в одночасье становится подопытным кроликом и в то же время приближенным Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффман) – писателя и могущественного создателя религиозного учения «Истоки». Далее, что очевидно, герою предстоит пройти все ступеньки сектанта - и вверх и вниз, доступные его слабенькому, хотя и цепкому разуму.
Прообразы «Истоков» и самого учителя довольно прозрачны – появление дианетики относится к 1950, а, собственно, саентологии – к 1952 году. Злые языки поговаривают, что друг Андерсона, а по совместительству воинствующий саентолог Том Круз (снялся в нашумевшей андерсоновской «Магнолии») даже поссорился с режиссером, когда узнал о сюжете нового фильма. Но, посмотрев рабочую версию, сменил гнев на милость. Что и понятно. Несмотря на то, что главные лица секты - прямо скажем, люди малоприятные (чего только стоит безумная женушка мастера, блистательно сыгранная Эми Адамс), Андерсон явно избегает прямого осуждения или разоблачения саентологии «Истоков». Да и путь от непонимания и скепсиса через одержимость к отрицанию герой проходит как-то вяло, ограничившись парочкой мордобоев и внезапным бегством.
И вот что удивительно. И тема-то благодатная, и режиссер, несомненно, талантливый, и к актерам нет и не может быть претензий, а фильм получился не слишком ярким, зато с тухленьким рассказом о случайном, хотя и затянувшемся происшествии с вернувшимся с войны алкоголиком между двумя кадрами довольно правдоподобного совокупления с песочной женщиной на тропическом пляже. Впрочем, настоящие женщины в фильме тоже есть. Потому что они, повторюсь, герою Феникса, и правда нравятся, в отличие от этих ваших «вспомни, кем ты был в прошлой жизни», да «познай свою свободу».
В российский прокат «Мастер» выходит только 14 февраля будущего года. И, честно говоря, там ему самое место – где-то в середине самого тоскливого месяца зимы. Лишь бы влюбленные по ошибке не пошли.