Отдохнув за 9 лет от своего главного труда, Питер Джексон вдруг вспомнил, что забыл экранизировать самое начало. Собрав отличную команду сценаристов, куда, помимо прочих, вошел Гильермо дель Торро и блестящий актерский состав, щедро приправленный лицами из эпической трилогии, режиссер с энтузиазмом взялся за дело – создание очередной 9-часовой киноэпопеи, но на этот раз из 200-страничной книжки.
Это, пожалуй, стало чуть ли не основной интригой – как Джексону удастся разложить на три масштабные части детскую сказку, написанную профессором Толкиеном в ту счастливую пору, когда он еще даже не подозревал, к какому литературному бессмертию заведут его дороги Средиземья. Ответ становится очевиден уже с первых кадров «Хоббита», возвращающих нас в момент времени где-то за полчаса до начала сюжета «Властелина колец»: старый Бильбо Бэггинс готовится к празднованию дня рождения, а молодой Фродо вешает табличку «Входить только по делу насчет Угощения» и убегает в рощу встречать волшебника Гэндальфа. Этой сценой, участниками которой выступают герои и актеры (собственно, все те же Элайджа Вуд и Йен Хольм) предыдущей трилогии, режиссер и вся команда сценаристов недвусмысленно дают понять, что «Властелину колец» в «Хоббите» быть. И именно такими отсылками к будущим, но уже реализованным в воображении зрителя событиям и будет восполняться недостаток эпичности и событийности сказки, известной как «Хоббит, или Туда и обратно».
Как-то даже неудобно пересказывать сюжет, но того требуют традиции жанра. В одно прекрасное утро в размеренную жизнь добропорядочного хоббита Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман) вторгается маг Гэндальф (перекочевавший из «Властелина колец» Йен Мак-Келлен) с предложением поучаствовать в опасном, но увлекательном приключении не без финансовой выгоды. К вечеру появляются и остальные участники – 13 гномов под предводительством наследника короля под горой Торина Дубощита (Ричард Армитейдж).
Вся теплая компания отправляется в поход к Одинокой горе, чтобы вернуть царство гномов Эребор вместе со всеми его сокровищами, захваченное драконом Смогом. В ходе приключений герои, как водится, переживут становление мужества и дружбы, встретят троллей, орков и эльфов, а хоббит отличится больше всех и найдет довольно подлое золотое колечко, которое 60 лет спустя его племянник Фродо понесет к Роковой горе.
Чтобы не ходить вокруг да около – первая часть «Хоббита» удалась. Она вышла эдакой искрящейся шкатулкой с главным бриллиантом в виде Фримана в роли Бильбо и вторым дном в виде мрачного предчувствия надвигающейся на Средиземье тьмы. И тут Джексон мастерски избежал слишком явных флеш-бэков, изящно и дозировано вводя в сюжет персонажей – носителей того самого предчувствия будущей великой битвы добра и зла. Вот с доскональной точностью воспроизводится Ривенделл, откуда в свое время двинется Братство кольца, вот хмурит брови уже подозрительный Саруман, вот прекрасная Галадриэль произносит свои отрешенные пророчества, а владыка Элронд, заботясь о судьбах своего народа, уже сомневается в успехе предприятия Гэндальфа, как будет сомневаться и 60 лет спустя. В общем, как там было? «Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе…». Именно такие ощущения необратимых изменений органично вплетены в первый фильм «Хоббита», создавая прочное единое целое из детской сказки и главного фэнтези всех времен и народов.
А еще фильм вышел очень английским. Благодаря тем же двум факторам: фримановский Бильбо Бэггинс - это типичный англичанин (еще чуть-чуть и был бы карикатурный, но обошлось), а тесное переплетение сюжета с будущими событиями из фильмов, снятых 10 лет назад, - это же то самое «будущее в прошедшем» - грамматическое время, которое есть только в английском языке.