По сюжету Али - молодой, крепкий парень, даже очень крепкий (не случайно Маттиас Шонартс исполнил главную роль и в фильме с говорящим названием «Бычара»). Он совсем на мели, и едет с маленьким сыном Сэмом (Арман Вердюр) к сестре Анне (Корина Масьеро), согласившейся их приютить.
Работая охранником в клубе, Али разнимает дерущихся парня и девушку в вызывающем наряде и так знакомится со Стефани (Марион Котийяр). Часть вечера, проведенная вместе, решает в дальнейшем их судьбу.
Али не волнуют, скорее даже, ему не знакомы размышления по поводу причинно-следственных связей, анализ собственных и чужих поступков – его реакции первобытны. Он ест за троих, занимается сексом, как только возникнет желание, лезет на рожон и не умеет сдерживать злость. Он лишен скромности, толирантности, страха – словно животное. Но при этом полон жизни, природной силы, которая оказывается спасительной. И не раз.
Когда Стефани лишается обеих ног, она звонит именно Али. Друзья и знакомые со своими культурными реакциями – смешанным чувством страха, вины и жалости – лишь усугубляют ощущение неполноценности. Али же с его непосредственностью становится для Стефани глотком свежего воздуха, безапелляционно предлагая пойти поплавать или расспрашивая о личной жизни.
Стефани – дрессировщик касаток по профессии. Даже после трагедии, случившейся во время выступления, воспоминания о шоу заставляют ее сердце (как и сердце зрителей) бешено колотиться.
Это ее страсть, ее наркотик. Как для Али – борьба. Потребность в диких порциях адреналина сближает их. Как у животных: мы с тобой одной крови. Уличный бой – это тот мир, где комфортно Али и где легко приживается Стефани, способная разбить стеклянный бокал о лицо мужчины, указавшего на ее инвалидность. Опьяняющий драйв уличных боев становится их общей территорией. И героиня Котияйр с ображенными протезами, в кожаной куртке - "робокоп", как называет ее Али, - уверенно вышагивает среди тамошних заправил.
Но главному герою придется выбивать кулаками не только победу в поединке, ему предстоит побороться и за нечто значительньно более ценное. Али окажется в кромешной темноте страха и отчаяния, выбравшись из которой, он, как слепой котенок, наткнется на любовь.
Одиар - отличный рассказчик и он не щадит своих персонажей. Словно ударяя лбом об стену, режиссер заставляет их проходить самые жестокие испытания.
Он не заигрывает перед зрителями, снимая в детальных подробностях удары кулаков, выбитые зубы, разбитые в кровь руки, тыча в лицо культями ампутированных ног. Заставляет переживать несколько потрясающе снятых кульминационных моментов. Когда разворачивается знаковое действие, мелодичные саундтреки, изредка и довольно неуместно вбивающиеся в тело фильма, затихают, слышны лишь естественные звуки, и они заставляют сжиматься от предчувствия надвигающейся грозы.
«Ржавчина и кость» объединяет документальную достоверность с неким морализаторством. Финал такой человеческой истории с назидательной закадровой речью главного героя звучит слегка фальшиво и, вероятно, разочарует противников хеппи-эндов.
Фильм Одиара подобен контрастному душу: обнаруживает у зрителя множество позабытых эмоций. От него веет твердой и вдохновляющей верой в жизнь.
«Ржавчина и кость» участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля, номинировалась на «Золотой глобус», попала в список лучших фильмов на иностранном языке Британской академии, а в последние два списка включена в том числе и за лучшую женскую роль (Марион Котийяр).