Под предводительством Гильермо Дель Торо Андрес Мускетти превратил свою талантливую короткометражку 2008 года в страшный (это комплимент) фильм «Мама». Он стал дебютом режиссера и его сестры Барбары Мускетти, которая выступила в роли продюсера и соавтора сценария.
Из отличной по энергетике и задумке короткометражки «Мама» получился полноценный и сильный фильм, правда не без надуманностей и заплаток.
«Мама» балансирует на треноге жанров: мистический триллер, хоррор и страшная сказка. Жуткая тайна, которую герои пытаются разгадать, заброшенный дом, соответствующие саундтреки, «пугалка» в виде страшного призрака, жуткие убийства и нагнетающая атмосферу музыка, сказочная история и наивные брошенные крохи. Создатели фильма утверждают, что черпали вдохновение из восточно-европейских, в том числе русских сказок, многие из которых те еще ужастики.
Взволнованный отец врывается в дом, забирает двух маленьких дочерей и везет их в неизвестном направлении. Машина съезжает с дороги, они идут пешком и натыкаются на заброшенную избушку в лесу, которая и приютит девочек на целых пять лет. Все это время их будет искать дядя, брат-близнец отца (Николай Костер-Вальдау), а когда поиски увенчаются успехом, займется вместе со своей возлюбленной рокершей (Джессика Честейн) их возвращением к нормальной жизни. Поработать есть над чем – девочки совершенно одичали и постоянно твердят о некоей маме.
Когда девочек нашли, они были похожи на Домовенка Кузю
Интересный режиссерский ход – история жизни Виктории (Меган Чарпентье) и Лили (Изабель Нелисс) в заброшенном доме в лесу показана с помощью детских рисунков, которые и дальше по фильму дают намеки на присутствие рядом с девочками неведомого существа. Застывшие на одной точке взгляды и невероятные несчастные случаи не заставят зрителей долго мучиться вопросом, кто же этот страшный призрак, – мама покажется. И тут держитесь за ручки кресел!
Дело не в страшных спецэффектах даже. Злой дух пробрался в будничную жизнь, в дом, где спят, едят и играют дети. Более того, девочки с ней хорошо знакомы и даже любят ее. Фильм выпрыгивает из рамок жанра хоррор благодаря тому, что у Мамы есть своя история, которая превращает ее из абсолютного зла в полноценного персонажа, который вполне может посоперничать за сердца Виктории и Лили с их новоиспеченными родителями. Сложится ли у них полноценная семья и каким образом, станет ясно лишь в самом финале.
Редкий момент, когда вся семья вместе
Детский мир легко умещает в себе сказку с как угодно трансформированной действительностью. Когда же старшая из девочек, Виктория, адаптируется, возвращается в реальный мир, ее собственный мир начинает трещать по швам и превращается в жуткий кошмар. Надев очки, которые разбились в аварии и были сняты заботливой рукой Мамы, девочка наконец-то видит, кто такая эта Мама. Взросление, переход от детского, чудесного мироощущения к сознательности, усиление влияния культуры и общества, часто болезненные, здесь представлены в виде страшной метафоры.
Большую часть фильма Виктория не так эмоциональна
Вообще детские персонажи в «Маме» значительно более сильны и интересны, чем взрослые. Так, например, незначительная и непонятная роль в развитии истории тети Джин (Джейн Моффат). Или дядя (равно отец), который слишком надолго отлучался, чтобы как-то повлиять на происходящее. Среди представителей реального мира все самое тяжелое достается персонажу Джессики Честейн Аннабель, которая не сразу, но отчаянно вступает в борьбу за гордое звание «Мама», и с этим грузом актриса неплохо справляется.
Некоторые неровности фильма Андреса Мускетти можно списать на то, что это его дебютная работа, а сценарий был искусственно выращен из короткометражки. Ведь в целом ему не откажешь в отличном кинематографическом чутье и способности погрузить в фантазийный мир. «Мама» – неплохое начало.
Дикий зверек Лили
И в заключении: если вы всегда пугаетесь, когда кошка долгое время пристально смотрит в одну точку, фильм с удовольствием пощекочет ваши нервы.