«Земля в опасности!» - по-таблоидному начинается описание «Гостьи» и, как любой желтый заголовок, нагло врет. Планета в самых что ни на есть надежных руках. Инопланетяне в виде бестелесных душ колонизировали Землю, избавились от всего того, что ее губило, и, в отличие от людей, отнеслись к природе с заботой, пониманием и т.п. Все, что им оставалось, - ликвидировать последние человеческие душонки, полные разрушительных желаний. Их-то инопланетные души, отличающиеся какой-то утопической добротой и любовью, и заменяли в людских телах.
Однако же не все души людей умирают после внедрения пришельца в плоть. Одним из исключений стала ясноокая девушка Мелани (Сирша Ронан), отчаянно борющаяся с Гостьей-оккупанткой внутри собственного тела и с инопланетными оккупантами вне его при помощи самой же Гостьи (или Странницы, как ее обозвали в русском переводе). Заставляют Мелани сопротивляться маленький брат и красавчик-бойфренд (Макс Айронс), нашедшие приют в повстанческом лагере еще не «обращенных» людей.
Иногда кажется, что Стефани Майер занимается магией вуду или практикует роль доминатрикс в ролевых играх с экранизаторами. Иначе просто невозможно объяснить то, что режиссеры с впечатляющей фильмографией скатываются в своем творчестве до откровенной бульварщины, свойственной самой Майер, которую они экранизируют. Вырваться из рук бездарной (тут мы, конечно, цитируем Стивена Кинга) писательницы удалось разве что Биллу Кондону в последней части «Сумерек», где он перекромсал концовку вампирской саги.
Эндрю Никкол, режиссер таких картин, как «Гаттака», «Шоу Трумана», вобрал в свою «Гостью» из одноименного бестселлера Майер все самое худшее: бестолковую слащавость героев, скомканный сюжет с откровенными логическими прогалами и невнятными линиями и, что самое невыносимое, до безобразия топорные диалоги, коими всегда «славилась» писательница.
Да боже мой, кто-нибудь перепишите им диалоги или выключите эту нудятину!
Ну и параллели с «Сумерками» в «Гостье» возникают сами собой. Инопланетяне оказываются по сути теми же вампирами из саги (они, кстати, тоже не равнодушны к человеческим шеям). Пришельцы, как и упыри, тоже могут быть хорошими. Героиня Ронан тоже мечется между двух огней – влюбленных в нее мужчин. Ее тоже мучают вопросы перевоплощения и всего такого. Словом, Майер, как грамотная швея-мотористка, выбрала удачные лекала и теперь шьет по ним один фасон из разных материалов, пока есть спрос. Но как же это скучно!
В целом крутая и масштабная идея с конфликтом утопически прекрасного общества инопланетян и не совершенного и противоречивого во многих отношениях общества людей безнадежно сгорает у Никкола-Майер в атмосфере местечковых межличностных разборок. Тут бы развернуться да детальнее проработать вопросы всеобщей морали, а не пускаться в привычные для мелодрам соплежуйства. Но нет, дайте им по пятому кругу поиграть в романтиков и подавить на жалость зрителя детскими слезинками крупным планом! И хотя авторы пытаются вытащить основную мысль на глобальный уровень, выглядит это слишком пафосно, притянуто за уши и для галочки. Впрочем, каков спрос, таково и предложение.
В кино «Гостья» с 28 марта.