По направлению "К чуду"

Настя Слон, автор JustLady.
Пока мы записываем наброски тайных и самых важных своих мыслей пальцами на воде или на чужой большой спине, Земля ежевечерне отбрасывает тень на заходящем солнце синими и розовыми закатными полосками.
По направлению "К чуду"
Новый фильм Терренса Малика «К чуду» - абстрактная история о попытке любви и веры, разыгранная четырьмя большими голливудскими актерами (Ольга Куриленко, Бен Аффлек, Хавьер Бардем, Рейчел МакАдамс). Она не повторила успеха предыдущей работы режиссера, обладателя Каннской ветви 2011 года «Древа жизни»: участник основного конкурса в Венеции, «К чуду» получил лишь Приз SIGNIS (Всемирной католической ассоциации по коммуникациям).
 
Влюбленные Марина (Ольга Куриленко) и Нил (Бен Аффлек) путешествуют в Нормандию, гуляют по Парижу, а потом отправляются в Америку вместе, к нему. Все это время девушка, наполненная любовью, восторженно порхает. Мы не слышим их имен, звучит только одно - имя дочери Марины, Татьяны (Татьяна Чилин), что наряду с репликами на русском говорит о происхождении главной героини.
 
 
В Оклахоме им никак не удается ни обжить пустой дом, ни стать мужем и женой, ни избавиться от ощущения, что «чего-то не хватает», и Нил не просит возлюбленную остаться, когда истекает ее виза. Время спустя Марина возвращается к нему, и они все же заключают брак, но девушка опускает крылья. Реальность она давно воспринимает свозь фильтры своей души, но радужный мир грез сереет. Прибегая к главному оружию – чувственности, она не может спасти то, что так и не возникло, чего так и не получилось. Надо уметь совершать поступки и брать за них ответственность - так говорит Отец Куинтана (Хавьер Бардем), чья история о поиске бога развивается параллельно. Герои же остановились на середине лестницы, растерявшись от волны неразрешимых вопросов. Как любить другого? Что такое любовь? Как обрести веру? Как приблизиться, собственно, к чуду, которое, как обещает нам господь, возможно?
 
 
Эти вопросы звучат в монологах женщин (Марина и Джейн, героиня Рейчел МакАдамс), в проповедях отца Куинтаны. С одной стороны, слова писания вторят мыслям героев, с другой – не объясняют ничего. Превращаются в молитву, в которой пожелания и стремления важнее слов. Мольба о возможности заполнить внутреннюю пустоту разлита в колосьях степи, в водной ряби, в небесах, в ладонях, волосах, в редких фразах бедняков и стариков. Формально она обращена к богу, но у героев его нет, они его не чувствуют, и слова, словно красивые кадры-пейзажи, не имеют смысла, но хранят веру в его (смысла) присутствие.
 
 
Фильм «К чуду» был безжалостно раскритикован: за плохой сценарий (говорят, его и вовсе не было), за повторяющиеся режиссерские приемы, за пафосные фразы.
 
Но какими бы долгими ни казались кадры с чудесными пейзажами, табуном лошадей или стадом бизонов, как бы избито ни звучала метафора освобождения в виде взлетающих ввысь птиц, какими бы претенциозными ни были проповеди в мозаичных сводах храма и классическая музыка как сопровождение картинок, фильм чувствен и красив. И сколь нелепым ни казались порхания героини Ольги Куриленко, в них - до последнего кадра - попытка оказаться услышанной в бесконечности бытия.
 

По направлению "К чуду" - Версия для печати