Гор Вербински со своей любимой командой создал увлекательное экранное приключение с шутками, нелепыми и опасными ситуациями и глубокими отсылками к сюжетам истории Америки и человеческим страстям.
Выпускник юридического факультета Джон Рид (Арми Хаммер) возвращается на родину служить букве закона и создавать в городке сознательное гражданское общество. Действие происходит на Диком Западе, который все дальше и дальше, уверенно и с огромной скоростью прорезают рельсы железной дороги. Километры металлических струн несут с собой дурманящее чувство, что будущее уже наступает на пятки, но вместе с ним приходят коварство, жестокость, бескомпромиссность воротил и новоиспеченных хозяев городков.
Истории превращения младшего Рида в Одинокого Рейнджера, борца за справедливость (что, понятное дело, не равно четкому следованию закона), и посвящены 2,5 часа фильма.
Несмотря на то, что персонаж Арми Хаммера значится в названии, главную роль он абсолютно поровну делит с индейцем Тонто (Джонни Депп), чья история не менее потрясающая, а влияние на Одинокого рейнджера трудно переоценить.
Вместе с культовым персонажем создатели фильма попытались возродить интерес к жанру вестерна. В последнее время он проявлялся такими сильными кинематографическими явлениями, как «Железная хватка» братьев Коэн или «Джанго Освобожденный» Тарантино, но и только. «Одинокий рейнджер» – сигнальная ракета, призванная привлечь внимание к вестерну как жанру и стилю в целом, реабилитировать тягу к приключениям, которая со времен освоения Дикого запада основательно подстерлась.
На воссоздание жанра вестерна работает все – прямолинейные характеры героев, потрясающие пейзажи (большая часть фильма была снята на фоне реальных ландшафтов), тихо подпевающие главной истории, огромное небо, запыленные городки и одежда, брутальные рабочие, деревянные подмостки, массивные поезда. Кадры сняты со свойственной для Гора Вербински яркостью. Все эти сочные, донельзя заполненные общей идеей сцены было бы сложно воспринимать без традиционного же для режиссера юмора. Ловкий, харизматичный, по-своему мудрый Тонто с легкостью Джека Воробья выкручивается из самых невероятных ситуаций, точно зная, в какой момент можно безнаказанно подшутить над наивностью Одинокого рейнджера или подразнить слишком много возомнившего о себе злодея.
Однако этот пересмешник таит за своей маской сложную историю, выступая проводником в огромный мифологический мир, цепляющий зрителей любых возрастов и тонко вплетенный в фильм Гора Вербински. Предания индейцев слышатся за каждым поворотом каньона, а ауру мест, где происходят события, ощущают даже китайцы, прокладывающие железнодорожные пути. История Тонто, формально нужная лишь для того, чтобы свести разукрашенного индейца с Джоном Ридом, твердо стоит на ногах и вовлекает зрителей в новый пласт экранного существования, знакомит с особым представлением о мире индейцев Америки.
«Одинокий рейнджер» – это прекрасная история для мальчиков (но девочкам рекомендуется тоже). И не только из-за того, что в картине три ярких персонажа-ребенка и почти нет женщин (правда, перед теми, что есть, хочется снять шляпу), вестерн по сути мужской жанр.
Снять качественный фильм, рекомендуемый к просмотру не только взрослым, – довольно сложная задача. Во-первых, умение делать такие картины немного подрастерялось, во-вторых, чтобы увлечь юного зрителя, фильм должен быть динамичным, интересным, универсальным, а чтобы запомниться – содержать в себе серьезные концептуальные идеи и касаться вопросов формирования личности. В «Одиноком рейнджере» все это есть. Неустрашимый персонаж, которому в этом году исполнилось восемьдесят, выглядит свежо и привлекательно и вполне способен стать кумиром.
И пускай приемы режиссера узнаваемы еще со времен «Пиратов Карибского моря»: те же ужимки Джонни Деппа, те же громкие сцены драк, тот же искрометный юмор, та же ситуация мудрого наставника и бесстрашного, но простоватого героя и даже маниакальная страсть к женским платьям и зонтикам персонажа того же Макензи Крука – их приятно снова встретить на экране. Тем более что рассказанная история многослойна и сложна, наполнена не только воссозданными историческими, но и кинематографическими диковинками.
И вот чего-чего, а драйва «Одинокому рейнджеру» точно не занимать – приготовьтесь к отвязному кинематографическому канкану, который к концу фильма не оставит вам ни глотка воздуха.
P.S. Как бы ни казался мудр Тонто, не верьте всем его словам. «Кемасабе», так он называет Джона Рида, переводится с индейского не как «не тот брат», а как «тот, кто не идет проторенной дорогой».