Спустя неделю после презентации iPhone 5S и iPhone 5С и в день запуска IOS 7, на наши экраны выходит байопик о создателе Apple.
Сценарий фильма «Стив Джобс: империя соблазна» был написан Маттом Уйайтели, а спродюсирован Марком Халмом – парнями без опыта в сфере кинопроизводства, но вдохновленными историей выдающегося американца. Амбициозный проект, задуманный еще при жизни Стива Джобса, был призван повторить успех Apple или по крайней мере стать столь же вдохновляющим, как все то, что связано с достижениями компании. Но не вышло. И то, что у режиссера Джошуа Майка Штерна на счету уже было несколько работ, и он также горел идеей снять необыкновенный фильм, не помогло улучшить ситуацию.
В картине охватывается период с 1971 по 2000 годы – со времени учебы Стива Джобса в колледже до презентации айпода. Мы видим, как все начиналось, как разработка Стива Возняка стараниями Джобса переросла в небольшую мастерскую в гараже по производству компьютеров, а позже – в Apple, впоследствии самую дорогую компанию в мире.
Фильм начинается довольно бойко, его стилистика убедительна, персонажи – молоды и амбициозны. Быстро проскакивают одно за другим упоминания об учебе, тусовках, отношениях с девушками, поездке в Индию, опытах с наркотиками, приемных родителях. Знаковые факты биографии старательно перечисляются, как бы что не забыть. И вот момент истины, великое озарение – явился гений Стив Джобс.
Опустив обвинения этого эпизода (и некоторых других) в пафосе, перейдем к исполнителю роли великого американца Эштону Катчеру. Он действительно имеет внешнее сходство со Стивом Джобсом. И работал над образом, очевидно, основательно. Но Джобс ли перед нами? Подпрыгивающей походкой актер вышагивает по коридорам Apple, знакомо складывает пальцы рук, носит правильные очки, срывается в офисе на сотрудников и сильно расстраивается из-за проигрышей и неудач. Но всего немного too much – слишком старательные движения, три (или даже четыре) эпизода с рыдающим Джобсом. Это не только проблема жанра (который, кстати, переживает бум – на экранах «Лавлейс», на подходе «Диана: история любви» и «Принцесса Монако»), понятно, что представить жившего когда-либо человека, будто это он сам, невозможно. Но экранной реальности никто не отменял, в байопиках тоже.
Кто знает, может, из отснятого материала и вышел бы неплохой фильм, не будь он состоящим из мельком упомянутых фактов биографии и людей. Кроме главного героя, запоминаются еще от силы два персонажа – Майк Маркулла (Дермот Малруни) и Стив Возняк (Джош Гад), чуть менее плоские, чем остальные. Создается ощущение, что создатели фильма хотели бы добавить в него еще больше подробностей, фактов, деталей, но уступили необходимости рассказать о самой личности Джобса. И сделали это так, чтобы любой зритель смог провести психологическую оценку. В результате фильм стал задачкой по психоанализу для начальной школы.
Еще одна проблема, видимо, возникла из-за благоговения перед кумиром, к тому же Стив Джобс умер в процессе работы съемочной команды над проектом. Места, где раскрывается оборотная сторона его гения, сильно смягчены. И высказывания героев об ужасном характере Джобса звучат неправдоподобно, что сильно подкашивает доверие к фильму в целом.
Хороши моменты, где Джобс за работой. В целом, только сцены, где он убеждает людей в необходимости поступить так, как он предлагает, или когда придумывает нечто новое, - единственные точки фильма, по которым можно распознать, что речь идет именно о выдающемся создателе Apple.
Изложенная подобным образом история успеха не очаровывает, а, скорее, наоборот. Все вдохновение и драйв Стива Джобса и его команды раскидалось по обломанным и слишком тонким веткам сюжетной недосказанности и излишнего разжевывания. Тем обиднее, что бессчетное количество зрителей выключат в кинотеатре перед просмотром свои айфоны или увидят его с экранов маков или айпадов и вряд ли простят создателям фильма их ошибки.
«Стив Джобс: империя соблазна» (в английской версии Jobs) заманит аудиторию, но, видимо, не соблазнит, подменив вдохновляющую историю парня из Калифорнии ее плохим пересказом.