Молодая Женевьева (Катрин Денёв) – девушка в самом прямом смысле этого слова. Одно только описание прекрасной молодой актрисы, для которой эта роль стала знаковой и послужила началом одной из успешнейших карьер в кинематографе, может составить целый текст. Гладко причесанные волосы, ровное, всегда накрашенное лицо, идеально выглаженная, сидящая точно по фигуре одежда. Открытый, наивный взгляд, плавные движения, приятный голос. Почти всегда рядом с девушкой ее мать, крайне элегантная Мадам Эмери (Анн Вернон), квинтэссенция женщины.
Милые чайные сервизы, драгоценности, необычные обои на стенах комнат – в цветы и полоску – и магазин зонтиков. Это мир двух женщин, антураж беззаботной жизни, к которой они привыкли и которую мать прочит Женевьеве, но с трудом, не имея опыта, поддерживает в том же виде – теперь, после смерти мужа.
Мать думает о благополучии дочери, а та, семнадцатилетняя, (как странно!) влюблена и каждую свободную минуту убегает на свидания с автомехаником, от которого постоянно пахнет бензином. Естественно, на признание Женевьевы в ее любви к Ги (Нино Кастельнуово) Мадам Эмери, как и ожидает девушка, заявляет, что та сошла с ума. Конечно, она против.
Молодые люди влюблены, их переполняют чувства, они планируют свадьбу и подбирают имя для дочки. Но мечты обрывает военный призыв – Ги уезжает в армию на два года.
По-неземному трогательная музыка Мишеля Леграна сопровождает весь фильм. Кстати, это мюзикл. Об этом, правда, забываешь – настолько органично рассказана (пропета) история. Здесь нет отдельных сольных партий, стилистически инородных вкраплений, элементов шоу. История рассказана плавно и нежно, чтобы не нарушить образ искренней и чистой первой любви.
Разрывающая сердце мелодия потом, уже совсем в другом жанре и формате будет сопровождать и самый грустный эпизод из мультфильма Futurama – эпизод с собакой. Но это лирическое отступление.
Лирики в фильме предостаточно, но он не смог бы получить главный приз Каннского кинофестиваля 1964 года, если бы был лишь одноплановой повестью о несчастной любви.
Прошло почти 50 лет с момента создания картины, но и сегодня сознательность персонажей и решимость нести ответственность за свой выбор при их способности неистово любить, вызывает уважение. Они радуются, горят, мечтают, тоскуют, страдают, но много размышляют и остаются до конца верными своему жизненному пути. Целостность характеров – признак того времени, когда был создан фильм. Зато их проблемы вечно актуальны.
В картине ставится несколько правильных вопросов, и в целом она позитивна. Как сохранить чувство и образ возлюбленного в разлуке? Кого выбрать: того, кто любит, заботится, может обеспечить будущее и находится рядом, или того, к кому стремится душа, но кто не может ничего пообещать? Что предпочесть: привычный и комфортный образ жизни или нужду и трудности, но рядом с любимым? Прислушиваться ли к мнению старших? Как взять себя в руки, когда жизнь кажется разбитой и бессмысленной? Возможно ли по-настоящему полюбить того, кого ты выбрал, потому что он или она тебе подходит? Проходит ли первая любовь? Это простые и одновременно самые сложные в мире вопросы, с которыми так или иначе сталкиваются все и решают по-разному.
Ги и Женевьеве в довольно юном возрасте предстоит расставить приоритеты. Он решает прожить жизнь с женщиной, которая ему подходит. Тот выбор, который делает Женевьева, позволит ей в конце фильма, искренне или нет – другой вопрос, назвать себя счастливой.
Самое интересное – переживания персонажей, подробности их любовной истории, красивое пение – осталось за рамками текста, в самих «Шербургских зонтиках», в фильме с наивным, но неглупым сердцем.