«Танец Дели» – театральная постановка из 7 одноактных пьес – с легкой руки режиссера превратилась в 7 фильмов Ивана Вырыпаева (так обозначен формат кино в заставке) с одноименным названием.
Пять актеров разыгрывают, а их персонажи переживают на фоне больничной стены, покрытой белым кафелем, страдание, счастье, любовь, смерть, непонимание и сочувствие. Они много и нарочито театрально разговаривают, пытаются объясниться, задаются вопросами, размышляют вслух.
Больничный коридор и простая скамья – вот сцена, на которой разворачивается все действие фильма. Камере не интересно, что происходит вне этого пространства. Крупные планы и несмолкающие разговоры – главный прием режиссера, который талантливо переносит вещь, созданную для театра, на экран и в результате создает неожиданное кино. Неожиданно легкое и светлое.
Катя (Каролина Грушка) сидит, ждет. Приходит женщина (Арина Маракулина) и сообщает ей, что ее мать умерла. Пытается поддержать девушку, они разговаривают. Приходит Андрей (Игорь Гордин). Беседуют.
Фильм второй. Разговор с Андреем продолжается, затем он уходит. Приходит женщина и сообщает Кате, что ее мать умерла. Диалог повторяется слово в слово...
В каждом новом фильме сюжет разворачивается по-новому, но все с теми персонажами, да и события, и разговоры связаны между собой. Зритель смиряется с этой и хитроумной, и в то же время незамысловатой драматургией, выбивающей у него из-под ног опору в виде последовательно развивающегося сюжета, смотрит, слушает. Создается ощущение, что кино чем-то заменили, чем-то, что не совсем кино. Герои все время повторяют сказанное, пытаясь нащупать мысль и понятнее изложить свою точку зрения. Эти повторы создают ритм, как в танце. Фильм вообще очень похож на танец, хотя и состоит из слов.
Одна из героинь, Катя, – всемирно известная танцовщица. Она стала знаменитой благодаря своему танцу, который придумала спонтанно во время поездки в Дели. Танцу, рожденному из боли, но неповторимому по красоте. Способному перевернуть мировоззрение, ставшему источником любви. Танцу, на который известный балетный критик не может написать рецензию, потому что никакие критерии анализа здесь не работают, а впечатление от этого произведения превосходит по силе весь ее профессиональный арсенал слов. В фильме обсуждают танец, пытаются его рассказать, передают свои ощущения, но самого танца нет. Как нет ответов на вопросы, что есть страдание, счастье, смерть.
Все сказанное – лишь попытка нащупать смысл. Перед нами разные концепции: для Кати жизнь – это она сама, ее внутренний мир; по мнению ее матери жизнь сплошь состоит из страдания; женщину, балетного критика, беспокоит проблема «чужой» жизни, которую проживают вместо «своей»; Андрея гнетет ощущение ответственности – перед собой, близкими, перед обществом. Молоденькая медсестра озвучивает тот вопрос, которого так или иначе касаются все персонажи в своих монологах и который наряду с танцем Дели склеивает конструкцию фильма. Это тема смерти – реакция на нее, причины, виновники, сама ее сущность. На этот раз Вырыпаев обходится без ножей, пистолетов и лопат, смерть здесь выступает как всем знакомое явление. Все с ней так или иначе сталкиваются, знают, что она есть, но понимают ли?
У зрителя не получается зацепиться за последовательный рассказ – остается лишь следить за репликами персонажей, входить вместе с ними в новую связку размышлений, перебирая идеи, как балерины сменяют одно па за другим, семенят на носочках.
Режиссер дает время отдышаться – во-первых, разбив фильм на семь частей, во-вторых, с помощью юмора. Молоденькая медсестра, бойко сыгранная Инной Сухорецкой, появляется на экране в самый неподходящий по сюжету, но в самый нужный момент, чтобы разрядить плотный поток мыслей. В-третьих, с помощью прекрасной музыки Бориса Гребенщикова, звучащей в конце каждого фильма во время каждый раз по-новому оформленных чудных титров.
Ксения Кутепова играет интеллигентную старую женщину и женщину, больную раком, – сдержанно, трогательно, на грани истерики. Героиня Арины Маракулиной с поставленным голосом, отягощенная значимостью собственного мнения, старается быть откровенной, как умеет. Каролине Грушке и Игорю Гордину суждено в «Танце Дели» разыграть любовь.
Значительную часть картины составляют крупные планы. На них держится и во многом благодаря им возможен высокий уровень проникновения и искренности. В этом большая заслуга актеров, которые с успехом справились с работой на максимальном приближении.
И постепенно выстраивается (в кавычках перечислены названия всех семи фильмов) мысль и возникает чувство: «каждое движение» «внутри танца» «ощущается тобой» «спокойно и внимательно» «и внутри и снаружи» «и в начале и в конце» – «как один-единственный танец».
При всех экспериментах с конструкцией и разнообразии мировоззренческих концепций в фильме он не оставляет тягостного чувства и не выдает на-гора четкую жизненную позицию. 7 фильмов, 7 историй Вырыпаева о любви к жизни рождают в финале приятное, светлое чувство, которое хочется надолго оставить с собой.
«Танец Дели» участвовал в Римском кинофестивале 2012 года, где был принят критиками очень тепло.