Действие «Принцессы Монако» описывает события, происходившие в Монакском дворце в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. На этот период приходится женитьба Ренье Гримальди на оскароносной американке Грейс Келли, ее отказ от съемок в Голливуде и политический кризис в государстве. Режиссер Оливье Даан смахивает с истории превращения актрисы в принцессу романтический флер, оставив зрителям лишь одну главу из сказки – бытовую, тягостную.
Глаза княжны Монакской в исполнении Николь Кидман излучают не влюбленность и счастье, а неимоверную усталость, а на щеках частенько появляются слезы. Ее часто снимают крупным планом, настолько близко, что образ расплывается и стирается, и уже не ясно, что за история звучит с экрана, кто такая Грейс Келли.
Вот она – прогрессивная дама, занимающаяся с детьми или благотворительностью, вот она – сияющая в потрясающих нарядах на вечеринках, где обсуждаются политические дела ее новой родины, вот она – встречающая объятиями Хичкока кинозвезда, вот она, что чаще всего, – уставшая женщина.
Прямолинейная в своих высказываниях и привыкшая проявлять эмоции, она кажется чужой как при дворе, так и в народе, и даже своему мужу. Но ради него и детей готова измениться: выучить французский, освоить светские манеры, смириться с вечной занятостью князя и даже отказаться от кино навсегда. Что, с другой стороны, открывает перед актрисой новые возможности – сыграть роль идеальной княжны и стать настоящим воплощением сказки.
Образ Грейс Келли у Оливье Даана получился выцветшим, немного бульварным. Мастерская и тонкая игра Николь Кидман в таком ракурсе оказалась не востребованной. Утонченность актрисы пригодилась разве что для демонстрации расшитых платьев, элегантных костюмов, шляпок и бриллиантов.
На пути к кульминации (и финалу) фильма – выступлению на балу Красного Креста – Грейс Келли, как настоящую принцессу, сопровождают добрые помощники, епископ и граф, готовые ее поддержать, выслушать, помочь, к которым она может обратиться с любым вопросом и приехать в любое время дня и ночи поплакаться.
Они подсказывают ей хитрые решения, чтобы добиться расположения простых людей: нарядиться платье с цветочным принтом и поднести французским солдатам в корзине продукты, очаровательно переступив через ограждение или, надев фартук, помочь торговке на рынке. Грейс Келли, подключив свое обаяние, может даже помочь мужу выйти из политического кризиса. Но будь ты хоть принцессой, женщине приходится примерять на себя и другие сложные роли: хорошей матери, жены, творческой личности, иностранки. Тяжело, натужно, Грейс Келли справляется с ними, но приносит ли ей это желанного удовлетворения? Грустная реальность просачивается сквозь роскошь дворцовой жизни.
Если даже главная героиня мелькает по экрану бестелесым призраком в красивых нарядах, то ее муж Ренье (Тим Рот) и вовсе как будто не существует. Актер, воплотивший стольких харизматичных персонажей, прячется по углам кадра, словно не зная, с чего начать разговор.
Непременный хэппи-энд ставит окончательную и ожидаемую точку. Речь принцессы, в которой она смело и дерзко озвучивает свои идеалы, пропускают мимо ушей все, даже гости бала Красного Креста. Шарль де Голль произносит с восхищением: «Американская Афродита!» – слушал ли он ее или только любовался?
Режиссер в «Принцессе Монако» упустил что-то по-настоящему важное, отчего история выглядит не то чтобы не сказочной, а попросту ненастоящей. Королевский дом Монако выступил против фильма, объявив, что картина далека от правды. К сожалению, даже экранной.